Евросоюз по итогам «Евромайдана» удалось отгрызть у России 43-миллионный украинский рынок. Украина теперь не станет не то что членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а даже перестает быть членом Зоны свободной торговли между странами СНГ, откуда ее исключили. При сохранении текущей версии украинской государственности, для российского капитала этот рынок утерян окончательно и бесповоротно.
Но Евросоюзу и этого мало, ему необходимо, во-первых, влезть через рынок Украины на рынок России и стран ЕАЭС, постепенно их колонизируя и захватывая. При этом важно, чтобы Россия поддерживала на плаву Украину, не позволяя ей совсем уж протянуть ноги от остановки промышленности. Сам Евросоюз делать этого не собирается, пробуя додавить Россию и принудить ее к выполнению своих экономических желаний.
Решение Москвы приостановить действие Договора о зоне свободной торговли с Украиной является политическим давлением и противоречит правилам переговоров трехсторонней группы, изложенным в минских соглашениях, заявляют в Еврокомиссии. При этом не аргументируют свою позицию и не уточняют, что имеют в виду, поскольку Минские договоренности не касаются вопросов торговли между Украиной и Россией.
И пусть вас не пугает и не возмущает аргументация евробюрократов. Им реально все равно, что там написано в минских соглашениях — вполне возможно, они их даже не читали. Однако, в отличии от России, у них есть стратегия в отношении Украины и четкое понимание того, для чего им нужна та самая Украина. Равно как и убеждение в том, что Россия, коль хочет оставить Крым за собой, то должна компенсировать это Украине, фактически взяв на содержание.
Это отчетливо заметно по тону переговоров между Киевом, Москвой и Брюсселем о совместимости договора об украинской евроассоциации и Зоне свободной торговли Украины с СНГ.
Понятны и очевидны также действия Минска и Астаны, которые не спешат разрывать отношения с Киевом. Белоруссия — страна с развитой обрабатывающей промышленностью, которая вслед за Россией, как основным рынком сбыта, вошла в кризис. Затем Минск начал терять еще один традиционный рынок сбыта — Украину, которая стремительно нищала.
Так как Белоруссия — суверенная и независимая республика, которая занимает позицию нейтралитета в отношении событий на Украине, предоставляя переговорную площадку, а Александр ЛУКАШЕНКО — все же Президент Белоруссии, а не России, то с какой стати Минск должен вслед за Москвой рвать экономические отношения с Киевом? Тем более что Москва не предоставляет никаких компенсаций в случае такого разрыва.
Аналогичная позиция и у Астаны, которая не прочь реализовывать с Киевом различные проекты и просто торговать, следуя своим национальным интересам. Москва ведь не спрашивала мнение Астаны, когда вводила санкции против Турции за сбитый фронтовой бомбардировщик.
Данные санкции затронули интересы не только турецкого бизнеса, но и бизнеса из Казахстана или Кыргызстана. Так что партнеры России по ЕАЭС и Зоне свободной торговли СНГ просто отвечают Москве взаимностью. Именно так это выглядит с позиций партнеров по ЕАЭС.