МЕЖДУ РАЗВИТИЕМ И ЗАСТОЕМ

МЕЖДУ РАЗВИТИЕМ И ЗАСТОЕМ
112

kpss_iconВ регионах России завершено выдвижение списков кандидатов от политических партий для участия в местных выборах, которые пройдут 11 октября. Эти выборы обещают стать самым серьезным испытанием для российских политических партий и для всей партийной системы РФ. Очевидно, что в нынешней партийной системе России назрели крупные перемены. Современные российские политические партии, фактически, живут самостоятельной, замкнутой жизнью, порой, очень далекой от жизни простых обывателей и даже от жизни партийной массы. Сегодня партийная система страны представляет собой только внешне структурированное политическое пространство. На самом деле, в РФ де-факто активно идет процесс смешения партий на местах. Да и не только на уровне региональных партийных практик. Все основные (парламентские) партии России сейчас практически не имеют расхождений в оценках настоящего, столь же единодушно и достаточно смутно они представляют себе российское будущее.

Бедность партийных идеологий, содержательная нищета партийных доктрин, все более очевидное отставание российских партий от вызовов времени (что показал со всей очевидностью экономический кризис) объединяют сегодня российское партийное пространство. Лидеров политических партий уже все труднее различить по их высказываниям — едва ли не единственным надежным критерием партийной идентичности становится партийная символика и брэнды. В этой связи не удивительно, что даже членство в той или иной партии становится условным. Между партиями идет стихийный активный «обмен кадрами» — переходы членов одной партии в другую (либо «получленство» в партиях — через механизм приостановления членства) стали привычным явлением. Это свидетельствует не столько о беспринципности «перебежчиков», сколько об отсутствии политических принципов у самих партий — если партии ничего не различает, то какая разница, в какой из них состоять?

lupa

Другим признаком кризиса партийной системы стало резкое повышение личностного фактора в партийной конкуренции. Девальвация партийных проектов привела к актуализации «вождистского фактора», избиратели вновь предпочитают партийным идеологиям (которые практически неразличимы) конкретных людей с их уникальной «кредитной историей». Это со всей очевидностью проявляется, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Экономический кризис усугубил процесс растраты политической идентичности у российских политических партий. Окончательное скатывание в «первобытный партийный хаос» сдерживается пока лишь институтом СМИ, а также сезонными избирательными кампаниями, которые превратились в абсолютную ярмарку брэндов и логотипов, к сожалении, как правило, не обеспеченных никакими серьезными программно-доктринальными стратегиями и активами. Однако до бесконечности такой разрыв между социальной реальностью и партийными декорациями длиться не может.

Экономический кризис изменил российское общество и продолжает его менять. Поэтому и перед ответственными лидерами политических партий РФ сейчас стоит задача перезагрузки партийных моделей, поиска новых форм развития и выживания в кризисном социуме.

Очевидно, что если позиция партийных руководителей будет рациональной и взвешенной, то модернизация партийной системы России «пройдет по плану», в рамках некой общей стратегии, основанной на принципах «общественного договора». Если же партийные вожди с модернизацией опоздают, в этом случае, после череды стихийных кризисов, партийная система обвалится, полностью перейдя из социальной реальности в виртуальное небытие, в царство «чистых брэндов» и «стерильных логотипов».

vibor

Представляется, что одним из выходов партийной системы РФ из кризисного цикла, спровоцированного в свою очередь экономическим кризисом, может быть укрупнение политических партий, переход к формальной двухпартийной системе, основанной на понятных доктринальных различиях, опирающейся на реальные социальные группы, имеющих собственные внятные образы российского будущего.

В российском обществе такая политическая поляризация уже происходит: идет формирование — пока на экспертном и интеллектуальном уровне — «полюса развития» и «полюса застоя» (консервации). Эти полюса, объединяющие людей, живущих, соответственно, будущим и настоящим, имеют реальные социальные опоры в обществе, ресурсно обеспечены, способны сформулировать оригинальные доктрины (попытки такого рода уже предпринимаются). Более того, есть, например, признаки начала смысловой конкуренции между различными подходами к пониманию развития и прогресса. Пока они не выходят за рамки элитного чтива и экспертного сообщества, но это, как говориться, дело времени.

На предстоящих в октябре 2009 года местных выборах кризисные проявления в деятельности политических партий будут обозначены предельно. Поэтому есть надежда, что уже после них вопрос модернизации партийной системы России из умозрительной плоскости перейдет в актуальную политическую повестку дня.

Андрей СЕРЕНКО.

ПОЛИТИКА