Сегодня даются разные оценки того, что же произошло 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Кроме широко распространенной точки зрения о террористическом акте есть и другие измерения американской трагедии. Об 11 сентября говорят и как о завершении эры модерна в политике, и о заговоре против банкиров, когда сначала рухнули башни Всемирного торгового центра, а 7 лет спустя обрушилась и вся мировая экономика. В любом случае случившееся 11 сентября 2001 года можно рассматривать как первый сигнал, подтверждающий начало заката однополярного мира.
Кошмарный перфоманс исламских радикалов наглядно продемонстрировал всем, как и с помощью чего можно нанести удар по казавшимся неуязвимыми США. Независимые сетевые горизонтальные структуры — а именно таковыми и являются террористические группировки типа «Аль-Каиды» — доказали, что могут противостоять вертикально структурированным государствам.
Подобное в 90-х было и в России. Войну в Чечне можно назвать генеральной репетицией военных действий, развернутых затем исламскими радикалами в других частях мира. В Чеченской Республике террористы даже попытались создать карикатурное государство, вооружившись лозунгами сепаратизма. Однако это государство, естественно, не могло противостоять несравнимо более мощной России. Так же, как талибское государство в Афганистане не смогло противостоять Соединенным Штатам.
11 сентября дало миру несколько уроков, один из которых — изменение стратегических противостояний. Сейчас борьба идет не только между Западом и Востоком. Идет схватка между антигосударственными сетевыми террористическими структурами исламских радикалов и традиционными государствами. В этой войне первые не смогут победить последних, но могут сопротивляться и сопротивляться отчаянно. Многие аналитики сейчас говорят о второй волне террора, которая зарождается там, где начиналась и первая. Для нашей страны это республики Северного Кавказа, которые сейчас активно «раскачиваются» определенными силами.
Другой урок — в современном мире кризис экономический совпадает с кризисом безопасности. И оба этих кризиса крайне болезненны для современного государства.
Наконец, можно говорить и о новом направлении террористических ударов. Особую роль в современных процессах глобализации играют транспортные коммуникации и транзит энергоносителей. Именно на эти сферы коммуникации направлены в последнее время основные атаки террористов. Более того, к традиционным захватам самолетов добавилось и морское пиратство.
Главный вывод, который мы можем сделать, учитывая характер и результаты террористической войны, начатой 11 сентября 2001 года, заключается в том, что в настоящее время государства не выработали эффективный механизм противодействия террористической угрозе. Очевидно, что эта задача будет главной для мирового сообщества, для руководства России.
Дмитрий САВЕЛЬЕВ,
директор Института эффективного управления «Система».