ИРАН ДАЛЕКО, НО САРАТОВ БЛИЗКО

ИРАН ДАЛЕКО, НО САРАТОВ БЛИЗКО
72

iaea_iconВ 2002 году американская неправительственная организация опубликовала сделанные из космоса снимки иранской территории, на которых были видны объекты по обогащению урана. Эти снимки свидетельствовали, что Иран в нарушение соглашения о гарантиях с МАГАТЭ 1974 года осуществлял широкомасштабную незадекларированную деятельность в ядерной области. Так возникла «иранская ядерная проблема», которая и по сей день рассматривается Западом как одна из основных угроз глобальной безопасности. Есть мнение, что США, отказываясь от размещения элементов системы ПРО в Польше и Чехии, официально предназначавшейся для перехвата иранских ракет, рассчитывали, что Россия займет по отношению  к Тегерану более жесткую позицию. 1 октября в Женеве состоялись переговоры между «шестеркой» представителей мировых держав (Великобритании, Германии,, Китая, Франции, России и США ) и Ирана по его ядерной программе. С просьбой прокомментировать первые результаты этих переговоров, а также существо позиции Запада по иранской ядерной проблеме мы обратились к г-ну Сико ВАН ДЕР МЕРУ, научному сотруднику Нидерландского института международных отношений «Клингендэйл» (www.clingendael.nl)

— Как бы Вы оценили результаты недавних переговоров между «шестеркой» и Ираном в Женеве?

— Их нельзя назвать впечатляющими, поскольку никаких «больших» проблем решено не было. Однако, рассмотрение результатов встречи как небольшого шага к разрядке напряженности по иранской ядерной программе делает оценку более положительной. Все стороны выиграли дополнительное время, чтобы работать на мирное решение. То, что МАГАТЭ допущено к инспектированию недавно объявленного завода по обогащению урана близ Кума, является важным шагом, поскольку инспекции МАГАТЭ — на сегодня лучшая гарантия от эскалации напряженности. Думаю, что следующий раунд переговоров в конце этого месяца внесет большую ясность в намерения сторон.

van_der_mer

— Как Вы полагаете, знали ли западные разведслужбы о втором заводе близ Кума? А если знали, то почему они не заявили об этом раньше?

— Боюсь, что мне неизвестно, что знают и чего не знают разведслужбы. Однако у меня создалось впечатление, что объявление Ирана о существовании этого завода явилось полным сюрпризом. Если бы разведслужбы выявили это место ранее, можно было бы удивляться тому, что они не использовали это в дискуссии по программе создания ядерного оружия: такого рода развединформация  явилась бы убедительным примером секретных и непрозрачных действий Ирана.

— Министр иностранных дел Ирана Манучехр MОТТАКИ  в одном из его интервью заявил, что Иран представит в Женеве пакет предложений из трех тем. Что это были за темы и были ли они представлены?

— Заявленные г-ном MОТТАКИ темы носят достаточно общий характер — международное  сотрудничество в установлении мира и стабильности в таких регионах как Афганистан и Ближний  Восток и международные меры в сфере  разоружения. Я полагаю, что об этом также шел разговор в Женеве, однако главным вопросом переговоров, несомненно, будет иранская ядерная программа, поскольку она стала главным поводом для их проведения. Тем не менее, помощь Ирана на Ближнем Востоке и в Афганистане без сомнений будет приветствоваться международным сообществом, поскольку Иран является важным игроком в этих регионах. Полагаю, что разговор по этим вопросам состоялся, но мне неизвестно о каких -либо достигнутых результатах.

— Каковы наиболее вероятные сценарии урегулирования иранской проблемы?

— Это трудный вопрос, мне хотелось бы суметь предсказать будущее. Когда Иран обеспечит полную прозрачность по своей ядерной программе, и станет ясно, что эта программа на самом деле предназначена для только гражданских целей, проблема будет решена. Иран имеет право производить ядерную энергию, но на сегодняшний момент имеет место серьёзные изъяны в прозрачности его ядерной деятельности. Поэтому неудивительно, что международное сообщество испытывает беспокойство. Я очень надеюсь, что Иран откроет свои ядерные заводы для МАГАТЭ, чтобы международные, независимые инспекторы могли проверить и сообщить миру, что Иран не занимается секретным созданием ядерного оружия. Если же такой прозрачности  обеспечено не будет, боюсь, что международное общество будет вынуждено применить экономические санкции, чтобы заставить правительство Ирана изменить свою позицию. Вместе с тем возможно, что Израиль настолько будет напуган иранским ядерным оружием, что предпримет бомбардировку иранских ядерных объектов. Хотя это и не снимет окончательно напряженности и скорее даже усилит ее, такая мера может на время задержать реализацию иранской ядерной программы. На сегодняшний день я полагаю, что переговоры будут продолжены, поскольку все стороны понимают, что переговорный процесс является наилучшей опцией, если, конечно, он не будет продолжаться до тех пор, когда Иран сможет создать ядерное оружие, если он тайно  действительно создаёт его.

— Если ли основания подозревать Иран в стремлении стать еще одной ядерной державой? Согласится ли Запад с такой перспективой?

— Основная проблема в том, что никто не знает, что Иран делает на самом деле. Может быть, он  не делает ничего плохого, но тогда почему он ведет себя скрытно, непрозрачно? С учетом стремления Ирана стать великой державой, по крайней мере, в своем регионе, и его относительной изоляции, с другой стороны, может быть, Тегеран действительно хочет завладеть ядерным оружием. Ядерное оружие дает не только военную мощь, но также политический престиж и влияние. В совокупности с агрессивной, особенно анти-израильской риторикой действующего президента г-на AХМАДИНЕЖАДА Иран, владеющий ядерным оружием, не станет тем, что откроет перспективу мира и стабильности на Ближнем Востоке (хотя я думаю, что Иран использует ядерное оружие, даже когда оно у него и будет). Существует также большой риск дальнейшего распространения ядерного вооружения; его захотят приобрети не только другие государства Ближнего Востока, чтобы восстановить баланс сил. Кроме того, не следует забывать о  поддержки Ираном таких организаций как «Хизбалла», ХАМАС и «Исламский Джихад». Некоторые эксперты опасаются, что Иран может передать ядерную технологию этому типу организаций. Подводя итог, может быть, Иран стремится к владению ядерным оружием, а, может быть, и нет. Если он стремится, то Запад имеет основания, чтобы предотвратить это не только во исполнение Договора о нераспространении ядерных вооружений,  и не только из-за широко распространенного убеждения, что ядерное оружие является жестоким оружием, которое в конце концов должно быть уничтожено, но и постольку, поскольку Иран, обладающий ядерным оружием, не сможет стать быть наилучшим вкладом в мир и стабильность на Ближнем Востоке.

— Какого рода изменений в позиции России к иранской проблеме добивается Запад?

— Россия  до последнего времени выступает по большей части на стороне Ирана, заявляя, что нет подтверждения производства ядерного оружия и, что Иран имеет право производить ядерную энергию. Запад призывает Россию признать, что Иран не обеспечивает прозрачности своей ядерной программы, поэтому нет уверенности ни в том, что она мирная, ни в том что она военная.  что она военная. Запад надеется, что Россия будет сотрудничать в том, чтобы оказать большее давление на правительство Ирана с целью обеспечить полную прозрачность для инспекций МАГАТЭ. Если Иран не будет вести себя более прозрачно, потребуются санкции ООН, чтобы убедить правительство Ирана  в необходимости изменить  такое поведение. И Запад надеется, что Россия поможет в этих санкциях, когда это будет необходимо.

— Усматриваете ли Вы какие-либо препятствия на пути реализации предложенной в Женеве схемы обогащение урана для Ирана за рубежом?

— Схема обогащения урана в России и Франции, а не в Иране может быть хорошим планом для обеспечения международного контроля процесса обогащения. К несчастью, я пока не нашёл реалистичных деталей этого плана. Важно, чтобы международное общество было уверенно, что Иран не использует этот план для отведения от себя подозрений, продолжая в то же время обогащение самостоятельно для разработки оружия. Поэтому важно знать детали этого плана прежде, чем судить о степени его состоятельности.

Выражая признательность г-ну ВАН ДЕР МЕРУ за интервью, нам остается лишь добавить, что буквально накануне женевской встречи российская РЛС «Дарьял» в Габале (Азербайджан) засекла испытательные пуски новой иранской ракеты, которая,  по заявлению  командующего армией СПРН генерал-лейтенанта Николая РОДИОНОВА, «способна достигать территории России примерно до Саратова».

Вячеслав ЯГУБКИН.

ПОЛИТИКА