ВЫИГРЫШНАЯ ПАРТИЯ

ВЫИГРЫШНАЯ ПАРТИЯ
160

tandemВсе более актуализирующаяся «проблема-2012» напрямую связана с неизбежным разрушением нынешней субъектности «кремлевского тандема», созданного под решение «проблемы-2008», но малопригодного для ответа на вызовы нового президентского цикла. Одно из принципиальных отличий 2008 от 2012 года — нынешняя формула тандема создавалась под Владимира ПУТИНА, уже отсидевшего допустимые Конституцией два срока в Кремле. Его преемник Дмитрий МЕДВЕДЕВ провел на российском олимпе только один срок и в этом смысле является «ограниченным» участником тандема. Учитывая же все более агрессивную демонстрацию очередных президентских амбиций премьер-министра, который контролирует не только кабинет министров, но и парламентское большинство, перед МЕДВЕДЕВЫМ по мере приближения 2012 года встает проблема поиска нового баланса в тандеме либо его разрушения — с политическими преференциями в свою пользу. Последнее обстоятельство не является упреком в адрес МЕДВЕДЕВА, так как путинский перекос в тандеме очевиден и его развитие неизбежно приведет к разрушению модели политического дуэта уже в конце 2011 года.

Пока что создается впечатление, что Дмитрий МЕДВЕДЕВ пытается восстановить баланс в тандеме за счет внешнего фактора. Об этом говорит в первую очередь энергичная работа президента по развитию и укреплению личных отношений с американским лидером Бараком ОБАМОЙ, а также сохранение во внутриполитической повестке тезиса о структурной модернизации (чего уж точно не сделать за один президентский срок) с подключением к модернизационному проекту американских гарантов (проект «Сколково» с участием нескольких крупных компаний США).

Однако при всей важности этих внешних факторов следует признать, что приемлемое и надежное решение «проблемы-2012» для МЕДВЕДЕВА (то есть повторение им «подвига ПУТИНА» с двумя президентскими сроками) маловероятно без радикального переформатирования внутриполитической архитектуры РФ. Прежде всего речь идет об отказе от принципа беспартийности главы государства. В свое время этот принцип возвел в политический императив Борис ЕЛЬЦИН, отказавшийся от членства в КПСС и не пожелавший взваливать на себя какие-то новые партийные вериги. Тем же путем пошел ПУТИН, сохранявший свой формально беспартийный статус.

Однако беспартийность беспартийности рознь. В отличие от МЕДВЕДЕВА беспартийный ПУТИН полностью контролирует крупнейшую политическую партию, имеющую квалифицированное большинство в Госдуме и практически во всех региональных заксобраниях. Беспартийный МЕДВЕДЕВ таких возможностей не имеет. И сегодня, в момент сезонного электорального обострения, этот дефицит влияния и ресурсов становится особенно очевиден.

Выходом из подобной ситуации может быть отказ действующего президента от принципа беспартийности. А именно — вступление МЕДВЕДЕВА в «Единую Россию» (поскольку создание альтернативных политических структур, сопоставимых по своему влиянию и ресурсам с «Единой Россией», сегодня нереально). Какие последствия будет иметь такой шаг МЕДВЕДЕВА?

Учитывая его статус, маловероятно, что Президенту России откажут в приеме в «партию власти». Вступление же МЕДВЕДЕВА в «Единую Россию» немедленно разрушит путинскую монополию на лидерство в «Единой России» — ведь глава государства точно не останется рядовым единороссом.

Поскольку ПУТИН является беспартийным лидером «Единой России», появление партийного президента в рядах единороссов практически неизбежно сделает МЕДВЕДЕВА как минимум вторым вождем партии власти. Что вполне укладывается в этический контур тандемных проектов. А также в медведевские интересы относительно 2012 года. С таких позиций действующему президенту наверняка будет значительно проще решить вопрос о пролонгации своих полномочий после 2012 года.

Политическая комбинация по преодолению беспартийности может быть осуществлена президентом в момент начала очередной национальной парламентской кампании. Для МЕДВЕДЕВА в такой ситуации, возможно, будет предпочтительнее провести парламентские выборы ранее запланированного срока (о чем главу государства, кстати, уже попросил Владимир ЖИРИНОВСКИЙ).

Что же касается вопроса избавления от либеральных пережитков, непростительных для вождя российской консервативной партии, то МЕДВЕДЕВ уже начал это делать. Наделение ФСБ новыми полномочиями, фактический отказ от принципов Европейской хартии местного самоуправления, «удушение в объятиях» оппозиционных партий — это лишь некоторые штрихи президентского курса, которые наверняка будут только приветствовать в Банном переулке.

Закономерным итогом отказа от беспартийности главы государства станет появление в России мощной президентской партии и, возможно, фрагментация «Единой России» как минимум на две политические структуры. Думаю, есть вероятность того, что конкуренция между ними позволит сформировать в перспективе (хотя бы в рамках следующего электорального цикла) некое подобие конкурентной демократии, внешне напоминающей американскую двухпартийную модель. Разумеется, адаптированную к российской специфике.

Андрей СЕРЕНКО, «Независимая газета».

ПОЛИТИКА