Недавно высшее должностное лицо страны, с которой Россия состоит в Содружестве, обратилось к генсеку НАТО Андерсу Фогу РАСМУССЕНУ с просьбой помочь вывести 1,5 тысячи российских военнослужащих из региона, с властями которого это лицо, как и его предшественники, вот уже двадцать лет не могут договориться, живут ли они в одной стране или все-таки уже в разных. Хотя некоторые наблюдатели списывают эту челобитную на желание ее автора победить на приближающихся президентских выборах, чтобы со всей своей независимостью попробовать присоединиться к соседней Румынии, нельзя не видеть другой подоплеки — попытки в очередной раз столкнуть лбами Россию и Запад. Следовательно, для этого есть предпосылки. И главная из них в том, что за те же двадцать лет после объявления конца «холодной войны» политики никак не найдут конец этого конца, а поэтому периодически возникают интенции начать все сначала.
Российские СМИ цитируют некоего источника в Кремле, который характеризует отношение к Североатлантическому альянсу как «весьма скептическое». Позвольте, господа! Не пора ли отделить котлеты от мух — эмоции от политики? «...наша внешняя политика должна быть исключительно прагматичной… Нам нечего «надувать щеки», — сказано в Послании Президента РФ еще год назад. Неужели еще не прочитали?
Лидеры 28 стран-членов НАТО не в пример коллегам в СНГ единогласно приняли решение о целесообразности проведения в рамках саммита альянса в Лиссабоне 20 ноября саммита Совета Россия-НАТО. Дмитрий МЕДВЕДЕВ, следуя букве и духу своего Послания Федеральному Собранию РФ, но, в первую очередь, велению времени и национальным интересам своей страны, вступившей на трудную дорогу очередной модернизации, принял приглашение. «Мы констатируем улучшение отношений между Россией и Североатлантическим альянсом», — заявил Дмитрий МЕДВЕДЕВ. Саммит «будет способствовать нахождению должных компромиссов и в целом развитию диалога между Российской Федерацией и Североатлантическим альянсом». А тем для осмысления и обсуждения предостаточно. В Лиссабоне будет приниматься новая стратегическая концепция альянса, по отношению к которой нельзя оставаться безучастными — мы плывем навстречу штормам истории в одной лодке.
НАТО планирует принять решение о начале процедуры своего выхода из Афганистана. От того, как будет развиваться ситуация в этой стране, во многом зависит динамика процессов на всем азиатском континенте. Не менее важна для нас и западная инициатива о создании европейской системы противоракетной обороны с участием России. «Сейчас мы оцениваем идею этого предложения. Но думаю, что и сама НАТО должна понять, в каком плане они видят присоединение России к этой системе, что это даст, в каком ключе могут быть достигнуты соглашения и как дальше работать», — считает Дмитрий МЕДВЕДЕВ.
Посмотрим, чем после саммита ответит скептически воспринимаемая нами НАТО на просьбу вр.и.о. президента дружественной нам Молдовы…
Вячеслав ЯГУБКИН, к. п. н., руководитель научного проекта «Синергия».