Разговоры о том, что Германия может выйти из состава Еврозоны, возникают то там, то тут. Прогнозы этого шага разнятся, равно как и оценки последствий. А так ли все катастрофично выглядит? Первые слухи о том, что Германия может выйти из Еврозоны и вернуть в обращение марку, появились на рынке довольно давно и выглядели как картина из фильма ужасов — руины, дым, пепел, истекающий кровью евро. «Фантастика», — сказали экономисты, но зерно сомнений осталось. Думаю, напоминать о том, что в докризисное время Германия считалась экономическим локомотивом Еврозоны, не нужно. Даже в 2009 году доля одной только немецкой экономики в совокупном ВВП Еврозоны составила около 30%.Последние статданные по Германии выходят разнонаправленными: сальдо торгового баланса за октябрь, вышедшего в среду 8 декабря, оказалось слабее прогнозов, зато статистика четверга порадовала: CPI в ноябре показал рост на 0,1% м/м, а производственный оборот за октябрь вырос максимальными темпами с 1997 года, на 4,1% м/м с учетом сезонных колебаний. Но сомнений в том, что германская экономика и сейчас является одним из основных «помощников» европейского восстановления, у меня лично нет.
Не осталось незамеченным недовольство Германии процессом оказания помощи Греции весной этого года — тогда местные парламентарии долго не могли провести законопроекты о выделении средств стране, которая поражала размерами бюджетного дефицита. В Германии говорили, что эти деньги вполне могли бы пойти и на решение ее собственных внутренних вопросов, в том числе на социальные программы и решение вопросов занятости населения (в ноябре ставка безработицы сохранилась на уровне 7,5%). Это при том, что главными «рабочими руками» в стране являются ближние соседи. А в прессе поднималась буря из-за того, что вследствие немецкой медлительности ситуация в Афинах становится все сложнее.
Интересное мнение в итоге высказал Гидеон РАХМАН — в материале How Germany Could Come to Kill the Euro он пишет, что «палачом» евро станет именно Германия, которая на основании решения конституционного суда ФРГ имеет право выйти из Еврозоны. И если этот футуристический сценарий реализуется, спекулянты обвалят евро сначала до паритетного значения в паре с долларом, причем довольно быстро, а затем и серьезно ниже.
Повод прогнозно «потопить» евро у экономистов точно есть. Взять хотя бы мнение, что долги таких стран, как Греция и Ирландия (а на очереди — Португалия и Испания) никогда не будут полностью погашены. Британский экс-премьер Гордон БРАУН, к примеру, ожидает в начале следующего года продолжения европейских проблем, поскольку текущие острые вопросы в экономике региона — это больше, чем просто проблема долга. Банки требуют многомиллиардных вложений (ЕЦБ, кстати, намерен проводить второй этап стресс-тестов), объемы обязательств растут, риски для европейского банковского сектора увеличиваются. И по мнению БРАУНА, евро необходимы структурные изменения, так как сама валюта не работает в полную силу.
Да, риск новых кризисов существует, а испанская и португальская экономики вполне могут преподнести неприятные сюрпризы. Но не будет ли такое снижение евро в чистом виде спекулятивным? Ведь экономики сильных европейских стран идут по пути восстановления, и вполне способны «вытянуть» регион из кризисной ямы. И поскольку вариант выхода Германии из Еврозоны мне представляется малореальным, евро жить будет.
Однако пока над валютой будет висеть угроза новых всплесков паники по поводу европейских проблем и низких темпов восстановления экономики, курс евро вряд ли серьезно вырастет, и отметка в 1,25 представляется сейчас вполне реальной к концу текущего года.
Анна БОДРОВА, аналитик «Инвесткафе».