ГАЗЕТЫ — В ТОПКУ

ГАЗЕТЫ — В ТОПКУ

gazetaПосле послания Дмитрия МЕДВЕДЕВА региональные и местные власти, а также и региональная пресса по разным причинам погрузились в тягостные размышления о том, что на практике будет означать фраза «органы власти не должны быть владельцами «заводов, газет, пароходов». Вопрос о контроле над медиасредой в современной России всегда ключевой и оставаться таковым будет еще долго. В нем смешаны политика, экономика, наконец, социокультурные проблемы, связанные с внутренней и внешней интеграцией и идентичностью населения территорий. Кроме того, закон требует, чтобы любые принимаемые нормативные акты становились достоянием общественности, по этой причине власти имеют право «учреждать печатные СМИ для обнародования правовых актов органов госвласти субъектов РФ и иной официальной информации».Политика в отношении региональных и местных СМИ в последние годы постоянно меняется. Так, многие редакции годами преобразовывались в автономные учреждения и автономные некоммерческие организации (АНО), что способствовало активизации коммерческой деятельности газет и позволило поднять заработную плату журналистов — в отдельных случаях в несколько раз. Например, в Ульяновской области рядовой корреспондент до перевода газеты в АНО получал всего 4,5 тыс. рублей. Сохранение этой тенденции могло бы стать этапом в последовательном реформировании медиапространства России с четко обозначенными целями преобразований, которые осуществлялись бы в интересах качественного информационного обслуживания граждан, а не на благо отдельных бизнес-структур и государственных органов власти.

Но совсем недавно, 8 мая 2010 года, был принят Федеральный закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». После вступления его в силу все редакции, работающие в форме автономных учреждений, до 11 мая 2011 года должны изменить форму собственности, что серьезно повлияет на ситуацию в местной прессе. В новом законе пресса, радио, ТВ, информагентства не внесены в список возможных направлений деятельности, которые позволяют организациям существовать в форме автономного учреждения. В целом по стране это коснется не менее 25-34% от общего числа муниципальных газет (всего муниципальных изданий 3,5 тысячи). Переход в новую форму вновь понизит уровень оплаты труда в изданиях этого типа и, естественно, будет способствовать оттоку наиболее профессиональных кадров. Это неизбежно скажется на качестве газет, которые и так часто выглядят довольно архаичными. Созданное на основе данного закона новое бюджетное учреждение не может распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника. В итоге реализации закона (его еще никто не отменял), как предупреждают специалисты, вырастет нагрузка на бюджеты муниципальных образований и, что важнее всего, резко снизятся стимулы продвижения редакций к самоокупаемости.

Теперь концепция опять изменилась — из одной крайности кинулись в другую крайность. Правда, самого нового законопроекта еще нет, и мало кто понимает, во что он выльется на практике. Ключевая проблема заключается в том, что невозможно использовать одни и те же методы для решения проблем СМИ не только на разном уровне (федеральном, региональном, местном), но и в населенных пунктах разного типа.

Это тот самый случай, когда «размер имеет значение». Необходимо принимать во внимание тот факт, что газеты работают на территориях муниципальных образований с разным не только людским, но экономическим и географическим потенциалом.

СМИ разного уровня выполняют различные функции: они существенно различаются по содержанию. Общество меняется, и будущее прессы в печатном формате вызывает большие вопросы (есть мнение, что «традиционные» печатные газеты через 15—20 лет исчезнут). Известно и то, что информационная среда территорий сильно различается. Там, где господствует местная пресса, информатизация остается минимальной. Значительная часть населения сельских районов и малых городов по объективным возрастным причинам никогда не будет читать интернет-изданий, и потребность именно в печатных СМИ там будет сохраняться наиболее долго. Население территорий нуждается в получении сугубо местных новостей, обсуждении именно местных проблем, местной повестки дня. Этим граждан обеспечивает местная пресса, и в этом ее пока никто не может заменить. Без нее жители многих территорий были бы исключены из общего информационного пространства.

С точки зрения организации взаимодействия между населением и властью печатные СМИ для значительной части населения страны пока безальтернативны.

Электронные СМИ (телевидение и радио) более доступны, но их информация имеет поверхностный и исключительно сиюминутный характер — на нее нельзя сослаться, к ней нельзя вернуться, ею можно воспользоваться только в момент получения. Фактически она формирует лишь эмоционально-психологическое отношение к тому или иному лицу, органу власти и его действиям. Но она не способна реально и полно информировать о происходящем, формируя лишь общее отношение к нему.

Важно понимать и другое: жители российских регионов привыкли к традиционной для своей местности стилистике и форме подачи информации. Это касается как используемых лексических средств и способов визуальной подачи материала, так и участия конкретных ньюсмейкеров и местных лидеров общественного мнения. Доступность информации для жителей конкретной территории, ее связь с местными проблемами является ключевой предпосылкой эффективного воздействия на местное общественное мнение. Отсутствие адекватной информации и форм ее подачи, коммуникативные кризисы — одна из причин возникновения все более частых в последнее время конфликтов.

Названное является одной из причин того, что показатели соотношения тиражей «малых» газет и численности населения в ареале их распространения в настоящее время остаются самыми высокими в регионах. Особенно в сравнении с теряющей аудиторию «общеобластной» прессой. К примеру, при количестве жителей региона в 2—3 млн. разовые тиражи общественно-политических газет, называющих себя по традиции областными, редко превышают 20 тысяч.

Однако соотношение тиража и численности недостаточно для самостоятельного выживания. Для того чтобы добиться тиража в 5 тысяч экземпляров на территории с 20 тысячами населения (типичный район российской глубинки), газета должна доставляться практически в каждую семью. Причем такой тираж, по мнению специалистов, выведет газету на самоокупаемость, только если это муниципальное образование характеризуется высокой экономической активностью населения, проживающего достаточно плотно. Разреженность размещения населения резко увеличивает роль доставки и осложняет рентабельность любого издания. К примеру, плотность населения в Московской области — 146,6 чел./кв. км, а в Магаданской области — всего 0,35 чел./кв. км.

Имеющиеся данные позволяют утверждать, что более 30% всех муниципальных газет, работающих на территориях с населением до 20 тысяч человек, не имеют шансов стать прибыльными коммерческими изданиями и, скорее всего, не сохранятся в процессе приватизации.

Большинство из них сейчас существуют как муниципальные и государственные учреждения. Таким образом, ликвидация имеющихся там газет приведет лишь к информационной пустоте.

Около 40% газет (территории 20 — 60 тысяч жителей) имеют шансы стать финансово успешными изданиями или могут быть приватизированы с последующим сохранением бренда. В данном случае многое зависит от ситуации на конкретном медийном пространстве, от наличия эффективной конкуренции и от той организационно-правовой формы, в которой в настоящее время работает газета, т. е. от того, имеет ли коллектив газеты опыт самостоятельной работы на медиарынке. И, наконец, лишь около 30% газет, выходящих на территориях с населением более 60 тысячи человек, имеют возможности совершенствовать свою тематическую и бизнес-модель и добиться окупаемости проекта. Однако сохранить сегодняшнюю архаичную модель муниципального издания им не удастся.

Что в сухом остатке? Федеральным и региональным СМИ масштабы аудитории позволяют быть самостоятельными и прибыльными. Однако по понятным политическим причинам (независимо от формального собственника) власть будет стремиться сохранять фактический контроль над основными региональными и федеральными медиа.

Там же, где шансы прессы быть хотя бы самоокупаемой минимальны, существуют наибольшие риски ее приватизации в никуда. То, что для одних является благом и снимает барьеры к развитию, для других будет приговором. Ситуация парадоксальная: там, где пресса может выжить самостоятельно, ее из-под контроля все равно не выпустят, а там, где без государственной поддержки она просто исчезнет, ее, скорее всего, и «отпустят» — умирать. Почему власть не готова сохранить возможность существования местной прессы в виде автономных учреждений, который позволяет ей, с одной стороны, развиваться, а с другой — не позволяет исчезнуть, — остается непонятным.

Местная пресса является важнейшим социокультурным феноменом России, и потому ее дальнейшая судьба должны быть вопросом не только экономической целесообразности и объективно невозможной в большинстве регионов ее окупаемости, а элементом стратегии регионального развития страны. Медведев обрек местную прессу на смерть.

Светлана КОЛЕСНИК,  президент Фонда развития информационной политики (ФРИП).

Александр КЫНЕВ, руководитель региональных программ ФРИП.

Источник: Газета.ру.


ПОЛИТИКА