Вечером минувшего понедельника Барак ОБАМА выступил в Вашингтоне в Национальном университете обороны с телеобращением к нации. И если до этого все политики объясняли боевые действия сил западной коалиции в Ливии заботой о гражданском населении, то американский президент обосновал наносимые авиаудары заботой о возвышенном. По его словам, позволить силам «тирана» Муаммара КАДДАФИ войти в Бенгази было бы равносильно запятнанию «мировой совести». В этом случае другие диктаторы поняли бы, что они могут спокойно чинить насилие в подконтрольных им странах.
Однако в ходе выступления сквозь философско-гуманистический туман постепенно стали проявляться национальные интересы США: «Мы ударили по силам наступавшего на Бенгази правящего режима, чтобы спасти город и его жителей. Мы ударили по войскам КАДДАФИ в близлежащей Аджабии, позволив оппозиции изгнать их. Мы нанесли удар по его объектам воздушной обороны, что позволило обеспечить бесполетную зону. Мы обрушились на танки и военные объекты…, уничтожили многие источники поставок. И сегодня я могу сообщить, что мы остановили смертоносное наступление КАДДАФИ». Понятно, что у ливийского полковника и ему подобных тиранов совести нет и не было, но участие в гражданской войне на стороне одной из противоборствующих сил плохо сочетается с другим пассажем из речи президента о происходящих на Ближнем Востоке переменах. «США не смогут диктовать скорость и глубину этих перемен. Только люди, живущие в этих регионах, могут это сделать». Однако выход из этого противоречия оказался поразительно простым: «Мы можем этому способствовать. Я верю, что это движение не остановится, и мы обязаны его поддержать».
Председатель комитета по иностранным делам палаты представителей Конгресса США Илеана РОС-ЛЕЙТИНЕН дала понять, что она тоже не против спасения чистоты мировой совести, души и прочих возвышенных абстракций, но она будет продолжать добиваться от администрации предоставления списка политических и военных целей, которые ставятся по мере развития ситуации в Ливии, четкой определенности степени вовлеченности США, констатации ее потенциальных последствий для жизненных интересов страны, а также перечня задач, после выполнения которых, миссия будет считаться завершенной. Как раз эти вопросы и были в центре внимания прошедшей в Лондоне международной конференция по Ливии, созванной по инициативе британского премьера Дэвида КЭМЕРОНА. Наряду с генсеком ООН Пан ГИ МУНОМ и руководителями ряда других международных институтов в ней приняли участие представители около 40 стран, так или иначе заинтересованных том, что происходит в Ливии. Представителя России на конференцию не пригласили. Интересно, станет ли от этого мировая совесть хотя бы немного чище.
Вячеслав ЯГУБКИН, к.п.н., член Экспертного совета редакции газеты «Городские вести».