Кровавые бесчинства разъяренных защитников Корана в Афганистане могут стать прологом для серьезных потрясений в странах к северу от афганских границ. До сих пор о возможности дестабилизации в регионе Центральной Азии по «арабскому сценарию» рассуждали исключительно гипотетически — несмотря на внешнее сходство, ситуации в регионах значительно разнятся. Но случившееся на днях в Афганистане — гораздо более опасный прецедент для новых постсоветских государств региона.
В отличие от арабских революций расправы над западными дипломатами в Мазари-Шарифе, населенном преимущественно этническими меньшинствами — узбеками и таджиками, проходили отнюдь не под знаменами протеста против социального неравенства. Афганцы вышли на улицу, поскольку их оскорбили посягательства на то немногое, что они считали своей неотъемлемой собственностью, — приверженность исламу и право исповедовать его догмы.
«Афганцы — консервативный религиозный народ, большинство нашего населения не относится даже к среднему классу, — заявил американской газете Christian Science Monitor директор Кабульского центра стратегических исследований Валиулла РАХМАНИ. — А низшие классы среди афганцев находятся в значительной мере на племенном уровне, религиозный фактор обладает для них очень сильной мотивацией».
Афганцы, которые за многие десятилетия войны стали равнодушны даже к гибели соплеменников от рук иностранных солдат, оказались крайне чувствительны к оскорбительным для их религиозных чувств жестам. «Проблема убийства мирных жителей для народа Афганистана очень серьезна, но не настолько, как сожжение Корана», — заявил Барьялай ХАКИМИ из Национального центра политических исследований в Кабуле.
Вполне вероятно, что таджики и узбеки в Афганистане гораздо более религиозны, чем в Таджикистане и Узбекистане. Однако, как показывает история, эта разница может оказаться несущественной, если найдутся те, кто будет умело манипулировать религиозными чувствами.
Эксперт Центра изучения современного Афганистана Андрей СЕРЕНКО заявил «МН», что последние события в этой стране говорят о рождении нового активного протеста в мусульманской среде — «движения защитников Корана». С точки зрения эксперта, это движение несет в себе угрозу религиозной радикализации не пуштунского, а уже узбеко-таджикского населения Афганистана. «А это уже угрожает экспортом исламского радикализма в страны Центральной Азии», — заявил «МН» Андрей СЕРЕНКО.
Если вспомнить историю этого вопроса в регионе, с оценкой эксперта трудно не согласиться. Серьезное противостояние исламских радикалов и светских властей происходит во всех странах, между которыми в 20-х годах прошлого века в СССР оказалась разделена Ферганская долина. Власти Узбекистана, Таджикистана и Киргизии крайне жестко противостоят тем своим гражданам, которые пытаются сохранять приверженность традиционным исламским ценностям и в повседневной жизни. Достаточно вспомнить многочисленные запреты на ношение женщинами одежд, закрывающих лицо. Или преследования (вплоть до уголовного), которым нередко подвергаются мусульмане, молящиеся пять раз в день, как предписывает Коран.
До сих пор волнения и межэтнические столкновения, вскипавшие в разных уголках Ферганской долины, не имели ничего общего с чисто религиозным протестом, но теперь такая опасность становится вполне серьезной. Тем более что наряду с религиозными чувствами в странах региона сохраняются и чисто экономические причины для протеста. В «умелых руках» подобная гремучая смесь может привести к тяжелейшим последствиям.
Невозможно предсказать, насколько власти центральноазиатских стран будут готовы противостоять этой новой угрозе. Но наиболее вероятно, что первыми с этими проблемами могут столкнуться страны, в которых сильнее всего ощущается усталость от правящих там десятилетиями властных режимов, пораженных коррупцией, непотизмом и пренебрежением к неотъемлемым человеческим правам.
Аркадий ДУБНОВ, «Московские новости».