ВАНУАТУ СТАЛА ПЯТОЙ

ВАНУАТУ СТАЛА ПЯТОЙ
98

russia_abkhaziaВ связи со смертью президента Абхазии Сергея БАГАПША на второй план отошла важная новость в жизни молодой кавказской республики — спустя два дня после трагедии, 31 мая стало известно о признании государственной независимости Абхазии со стороны Республики Вануату — островного государства в Тихом океане. «Нам удалось добиться признания со стороны Республики Вануату, чему мы очень рады», — заявил министр иностранных дел Абхазии Максим ГВИНДЖИЯ в интервью телеканалу Russia Today. Ранее Абхазию как суверенное государство официально признали Россия, Никарагуа, Венесуэла и Науру.

«Вануату оказалось смелым, независимым государством и действительно проявило волю. Несмотря на возможное давление, они не испугались, а признали, — считает Максим ГВИНДЖИЯ. — Уже гораздо больше государств признали бы Абхазию, если бы не открытое давление со стороны США и стран Западной Европы».

Республика Вануату — тихоокеанское государство в Меланезии, получившее независимость в 1980 году. Ранее островами, известными под названием Новые Гебриды, совместно управляли Великобритания и Франция. Вануату расположена на 83 островах. Общая площадь суши — 12 тысяч 336 кв. км, население — чуть более 215 тысяч человек. Основными отраслями экономики являются сельское хозяйство, скотоводство и туризм.

Вполне прогнозируемо  представители официального Тбилиси осудили признание независимости Абхазии Республикой Вануату и высказали предположили, что признание стало ответом крохотного государства на финансовую помощь от России. Ранее аналогичные обвинения Грузия выдвигала после фактов признания Абхазии Никарагуа, Венесуэлой и Науру. Так спикер грузинского парламента Давид БАКРАДЗЕ заявил: «Не имеет значения, будет подтверждена эта информация или нет, потому что признание со стороны Вануату не сможет изменить существующий в мире расклад». А директор Института политологии Тбилисского государственного университета профессор Малхаз МАЦАБЕРИДЗЕ выразил убеждение, что роль России в признании Абхазии республикой Вануату была «ключевой»: «Россия не прекращает попыток легитимизировать» свое решение от 2008 года о признании независимости отколовшихся регионов Грузии, и не исключает, что в случае с Вануату имели место обещания об обеспечении экономической помощи островному государству со стороны Российской Федерации».

Столь же предсказуема и положительная реакция российских экспертов. В частности, депутат Государственной Думы РФ Владимир КОЛЕСНИКОВ заявил: «Существуют большие и маленькие государства. Россия — большая страна. Вануату — маленькая, зато красивая и зеленая. Это еще один позитивный момент на пути признания суверенитета Абхазии. Мы углубим двусторонние отношения, будем развивать туризм. Абхазия и Вануату поделятся друг с другом культурными традициями и историческим опытом».

С одобрением относится к данному факту и российский МИД. Официальный предстваитель ведомства Александр ЛУКАШЕВИЧ сообщил прессе: «Естественно, мы приветствуем этот шаг и рассматриваем его в контексте расширяющихся возможностей самостоятельного статуса Абхазии в международных отношениях. Думаю, что это своеобразный успех абхазской дипломатии».

Еще одним значительным шагом, удаляющим Грузию от возможности вернуть под свой протекторат Абхазию и Южную Осетию склонен считать случившееся российский политолог Виталий АРЬКОВ: «По меньшей мере глупо отрицать важность этого события экономическим положением Вануату, где, дескать и асфальтированных дорог фактически нет. Республика Вануату — полноправный член ООН, а мировая история полна примерами того, как именно небольшие новообразованные государства в первую очередь оказывают поддержку своим коллегам по борьбе за независимость.

Участвовала ли в переговорах между Сухумом и Портом-Вила Москва? Вне всяких сомнений. И это правильно. Поскольку Абхазия и Южная Осетия входят в зону геополитических и военных интересов России. Она способствовала их окончательному отделению от Грузии, поддерживает морально и материально.

Однако, вопреки провокационным заявлениям Тбилиси, Брюсселя и Вашингтона о якобы имеющемся у Кремля стремлении ввести обе республики в состав России, для Москвы в обозримой перспективе выгоднее формальная государственная независимость обеих территорий. Как для стратегических государственных задач, так и личных «шкурных» интересов высокопоставленных чиновников, курирующих данное направление: в Абхазии и Южной Осетии как в «черных дырах» бесследно исчезают сотни миллионов рублей федерального бюджета России, выделяемых в качестве помощи на восстановление и развитие инфраструктуры. Формальная их суверенность затрудняет попытки российских силовиков проводить антикоррупционные мероприятия: по команде своих покровителей из российских министерств и ведомств представители официального Сухума тотчас же начинают негодовать по поводу «вмешательства во внутренние дела».

Сергей ТОРГОНИН, специально для PolitRUS.

ПОЛИТИКА