Летом этого года глава комитета Государственной Думы ФС РФ Константин КОСАЧЕВ потряс общественность официальным признанием того, о чем до этого российские власти пытались не говорить — через 40 лет более трети жителей России могут составить мигранты. «Сейчас в нашей стране проживает около десяти миллионов граждан других государств. По количеству это соизмеримо с населением Португалии», — отметил Константин КОСАЧЕВ. Некоторые исследователи данного вопроса считают эту цифру заниженной на 30-50%.
И если еще недавно российские власти пытались что-либо противопоставить наплыву низкоквалифицированных в профессиональном плане мигрантов из соседних стран, то сейчас ситуация кардинально поменялась и их уже ждут с распростертыми объятиями. Поскольку это, видимо, один из быстрых для российского правительства решения способов проблемы с численностью трудоспособного населения.
Так, согласно предварительным итогам переписи населения проведенной в октябре 2010 года, население России составило 142 905 200 человек, что на 2,2 млн. человек меньше, чем по аналогичным данным переписи 2002 года. В случае непринятия экстренных мер, по прогнозам экспертов к 2015 году трудоспособное население России сократится на 8 млн. человек, а к 2025 году — уже на 18 млн. Одна из причин кроется в естественной убыли титульных национальностей на территории России.
По данным переписи 2010 года, сохранилось и характерное для населения России значительное превышение численности женщин над численностью мужчин, которое составило 10 515 тысяч человек против 9956 тысяч человек в 2002 году. Соотношение мужчин и женщин несколько ухудшилось в связи с высокой преждевременной смертностью мужчин. Впрочем, дамочкам рано печалится — недостаток мужчин способны восполнить мигранты из государств постсовесткого пространства и КНР. Согласно официальной статистике ФМС, более 70% трудовых мигрантов — мужчины, их средний возраст — 32-33 года.Многие из них имеют семьи у себя на Родине, однако не прочь обзавестись таковой и в России. Чаще всего живут в так называемом «гражданском браке». Однако многие мужчины-мигранты при рождении ребенка признают свое отцовство. В результате чего, например, в Забайкалье и на Дальнем Востоке растет число новорожденных, чьи отцы требуют указывать при рождении ребенка национальность — китаец/китаянка.
По данным старшего научного сотрудника Института психологии РАН, исполнительного директора программы социальной и психологической поддержки мигрантов Ольги МАХОВСКОЙ, «в Приморье и Забайкалье бум русско-китайских браков — их уже десятки тысяч. Да, китаец — это не голубоглазый высокий блондин, но ведь и наши мужчины красотой не блещут. При этом китаец работает, не пьет и хочет детей. И пока наш будет открещиваться от загса и беременности: «Я не готов» — россиянка уйдет к тому, кто об этом мечтает».
Пусть пока и в меньших масштабах, но подобное происходит и на европейской территории России, где не нашедшие своего семейного счастья с земляками, российские девушки и женщины связывают судьбу с выходцами их республик Средней Азии. Согласно данным международных организаций, только из Кыргызстана в Россию за последние годы прибыло более 800 тысяч мигрантов — большинство из них, как уже отмечалось выше, мужчины среднего возраста. В отличие от китайцев, выходцы из бывших советских республик обладают европеоидной внешностью, большинство неплохо знает русский язык хотя бы на уровне разговорного и значительно ближе по ментальности россиянкам. Как правило, дети от таких союзов ничем не отличимы от своих «условно» чистокровных русских сверстников, а потому имеют все шансы вырасти полноправными гражданами России и занять свое место в обществе. Большинство из них считают себя русскими, а своей Родиной — Россию.
В эпоху глобализации смешение народов и рас неизбежно, а, возможно, и необходимо для здоровья будущих поколений. Для России, тем более, это не в диковинку — наше общее с 14 республиками советское прошлое приучило жить дружной многонациональной семьей и смешанными браками уж точно никого не удивить.
Однако Россия имеет все шансы наступить на те же самые «грабли», что до нее изрядно били по лбу ее европейских соседей — Францию, Великобританию, Германию. Речь о той ситуации, когда мигранты из восточных и африканских стран не поглощаются титульным населением путем смешанных браков или равномерного распределения семей мигрантов среди местного населения, а создают общины по этническому принципу, обосабливаются и пытаются формировать свои мини-государства в государстве.
Чем дальше, тем это угроза для России все ощутимее. Поскольку вслед за 30-40-летними, выросшими при общем советском прошлом, в Россию начинает приезжать и молодежь из среднеазиатских республик. Которая за годы «независимости» и подчас насильственного возвращения гражданского общества к средневековым порядкам, уже значительно отстает в своем социальном развитии от современной западной цивилизации.
Для нормального вхождения в российский социум им требуется не просто изучение русского языка, а многоуровневая адаптация. Подобные программы в России если и существуют, то лишь на бумаге. И идея создания специальных школ для детей мигрантов, высказанная недавно уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка Павлом АСТАХОВЫМ и поддержанная депутатом Волгоградской областной Думы Ириной ГУСЕВОЙ, к сожалению пока лишь на уровне политических заявлений.
По факту мы имеем то, что имеем: приехавшая в Россию неадаптированная к западным реалиям мигрантсткая молодежь попадает «под крыло» своих старших земляков. Многие из которых, и это тоже факт, не «дружат» с российским законодательством. Их общение с новой Родиной происходит при посредничестве таких наставников. Многие и вовсе попадают в кабальную зависимость от «баев», поскольку отрабатывают деньги, занятые на дорогу до России, «покупку» документов и т. д.
Апеллировать к властям среднеазиатских республик бессмысленно — будучи не в состоянии обеспечить работой и заработком быстрорастущее население на своей территории (по словам президента Ислама КАРИМОВА, в сельском хозяйстве Узбекистана только официальных безработных — без малого 1 млн. человек) они более чем заинтересованы в увеличении мигрантов в Россию. Во-первых, таким образом снижается градус социального напряжения в обществе. Во-вторых, обеспечивается серьезный приток капитала в свою экономику — подавляющее большинство уехавших в Россию регулярно отправляют деньги своим оставшимся на Родине родственникам. А это впечатляющие суммы: по данным Всемирного банка на денежные переводы мигрантов приходится, в частности, до 36% ВВП Таджикистана и 27% ВВП Кыргызстана.
Российские власти и правоохранители в курсе происходящего. Но если и принимают какие-либо меры, то чаще всего ради «галочки» и имитации работы в этом вопросе. И не только потому, что с таких вот этнических общин кормятся местные полицейские и муниципальные чины, а на денежных переводах «сидят» дружественные с кремлевскими сановниками легальные банки и нелегальные конторы. Дешевая, бесправная, а потому безропотная рабочая сила выгодна не только бизнесу — нередко гастарбайтеры трудятся в субподрядных организациях на строительстве объектов государственного значения (Сочи-2018, Казань-2013, Владивосток-2012 и т. д) и в городском хозяйстве. Они не выходят на митинги по поводу повышения пошлин на иномарки или услуг ЖКХ, а при наличии российского паспорта ходят голосовать дружным строем за указанного кандидата. Но это сегодня. А завтра — лет через десять, Москва, С-Петербург и другие мегаполисы России узнают, каково это быть лондонским Тотэнхемом или парижским Клиши-су-Буа.
Глупо и ошибочно обвинять выходцев из стран Азии и Африки в том, что они устремляются в поисках лучшей доли в Европу и Северную Америку, а обосновавшись на новом месте, хотят жить по привычным для себя и подчас диким для западной цивилизации устоям.
Человеческая память избирательна. Представителям Запада не хочется вспоминать, как в начале второго тысячелетия крестоносцы насаждали христианскую католическую веру и культуру на Ближнем Востоке, а в его второй половине британцы, португальцы и французы «окультуривали» Индостан и страны Юго-Восточной Азии. Подобных примеров «миссионерского» движения Запада на Восток с избытком. Большинство из них, при этом, пропитано кровью сотен тысяч невинных жертв среди «окультуриваемого» местного населения. Колонизация Северной и Южной Америки вообще отдельная тема.
Теперь, похоже, настало время, когда Восток идет на Запад. И мы являемся свидетелями лишь первых его шагов.
Виталий АРЬКОВ.