НАВСТРЕЧУ ИСЛАМИСТСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ АФГАНИСТАНА

НАВСТРЕЧУ ИСЛАМИСТСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ АФГАНИСТАНА
274

Новые политические тенденции «арабской весны» могут оказаться актуальными и для современного Афганистана. Укрепление в Северной Африке тренда «умеренного ислама», на наш взгляд, является сигналом, в том числе, для кабульских политиков, которым предстоит скоро решать вопрос о пост-западном государственно-политическом устройстве Афганистана.  Только что состоявшаяся победа на выборах в Тунисе «умеренно-исламистской» партии «Возрождение» (Ан-Нахда»), заявление главы Национального переходного совета (НПС) Ливии Мустафы АБДЕЛЬ ДЖАЛИЛЯ о том, что «любой закон, нарушающий шариат, не имеет силы», дают основания для ряда выводов и в отношении политического процесса в Афганистане. Но сначала несколько предварительных замечаний.

Во-первых, санкционированная западными демократиями модернизация светских авторитарных режимов в исламском мире предполагает установление «умеренно-исламистских» политических режимов с апелляцией к нормам шариата. В ходе такой модернизации политическая власть оказывается в руках крупной «умеренно-исламистской» партии или движения, способных в экстремальной обстановке решить задачу мобилизации своих сторонников и обеспечить себе победу на парламентских выборах.

Во-вторых, отказ западных демократий поддержать светские авторитарные режимы в исламском мире немедленно приводит к резкому росту популярности исламистских партий и движений, которые из «гонимых» политических аутсайдеров в короткий срок превращаются в лидеров общественного мнения, в ведущую политическую силу страны.

В-третьих, сторонники исключительно светского пути развития остаются либо в меньшинстве, либо, не сумев преодолеть раздробленность между партиями светской ориентации, уступают лидерство более организованным, сплоченным и энергичным исламистам.

В-четвертых, «умеренные исламисты», по крайней мере, на первом этапе декларируют готовность к подражанию идеологии и практике правящей в Турции Партии справедливости и развития. Именно на такую схожесть указал лидер тунисской «Ан-Нахды» Рашид ГАННУШИ, заявив, что «наша программа направлена на построение основанной на исламских ценностях модели национального развития». Эта модель обещает стать образцом для новых «умеренно-исламистских демократий» Северной Африки и Ближнего Востока.

Какое влияние эти новые политические тренды могут оказать на развитие политического процесса в современном Афганистане?

Во-первых, в ближайшие несколько лет в Афганистане произойдет резкое усиление политических сил и организаций, пропагандирующих ценности «умеренного исламизма». Социальный запрос на такое усиление уже сегодня ставит на политической повестке дня создание в Афганистане новой исламистской политической партии, движения или коалиции, близкой по идеологии к новым тунисско-ливийским партиям власти.

Во-вторых, перспективы появления новой исламистской организации создают предпосылки для начала диалога инициаторов проекта не только с системными политическими силами в Афганистане, но и с радикальными структурами, типа Талибана и Исламской партии Афганистана (ИПА) Гульбеддина ХЕКМАТИЯРА.

В-третьих, новый политический тренд применительно к Афганистану актуализирует статус «умеренных талибов». Именно эта группа в движении «яростных мулл» получает после «арабской весны» уникальный шанс взять политическую власть в Кабуле не просто мирным путем (через парламентские выборы), но и при поддержке американских операторов, которые, как свидетельствуют события в Магрибе, весьма благожелательно относятся к «умеренно-исламистской» модернизации несовершенных демократий исламского мира. Несомненно, к числу таких несовершенных демократических республик относится и режим президента Хамида КАРЗАЯ. Другими словами, сегодня именно «умеренные талибы» (а также тренд ИПА) начинают обретать новые политические перспективы в Афганистане.

В-четвертых, политические результаты «арабской весны» позволяют по другому строить политику национального примирения в Афганистане, в том числе, деятельность Высшего совета мира (ВСМ). Вместо душеспасительных разговоров в духе «давайте жить дружно», авторы проекта национального примирения могут предметно обсуждать идею создания новой политической организации «умеренно-исламистского» толка, которая должна будет стать правящей партией в Кабуле после сворачивания миссии НАТО.

В-пятых, перспективы «умеренной исламизации» Афганистана обессмысливают в практическом политическом плане деятельность «непримиримой» части Талибана. Совсем скоро может выясниться, что «яростные муллы» ломятся в открытую дверь, вместо того, чтобы войти в нее под флагом «новой шариатской демократии». Очевидно, что создание «умеренно-исламистской» политической партии с прицелом на пост-натовское вхождение во власть в Кабуле, станет весьма чувствительным политическим ударом по классическому Талибану.

Чтобы предотвратить угрозу срыва проекта «умеренно-исламистской модернизации» Афганистана после 2014 года, предстоит решить несколько ключевых вопросов. Среди них особенно острыми будут два: что делать с Хамидом КАРЗАЕМ и как снять очевидно негативное отношение к проекту непуштунских элит (таджиков, хазарейцев, узбеков)?

Проект «умеренно-исламистской модернизации» не оставляет места в новом Афганистане для нынешнего президента. Участие Хамида КАРЗАЯ в этом проекте неизбежно приведет к его дискредитации и «сливу». Очевидно, проблему «утилизации КАРЗАЯ» только предстоит снять его американским союзникам.

Что касается поиска компромисса авторов проекта «умеренной исламизации» Афганистана с непуштунскими элитами страны, то, как представляется, ключевую роль в этом может сыграть Анкара. Турецкая дипломатия преуспела в контактах со многими лидерами Северного Афганистана. Турецкая модель «умеренно-исламистской» Партии справедливости и развития, скорее всего, будет избрана в качестве новой партии власти в Кабуле (как это уже произошло в Тунисе). Поэтому есть основания полагать, что без турецкого посредничества строительство «шариатской демократии» на афганской земле после 2014 года будет проблематичным.

Андрей СЕРЕНКО, эксперт Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА).

Источник: Афганистан.ру.

ПОЛИТИКА