На выборах мэра города Ярославль 4 марта победу в первом туре одержал молодой местный независимый политик Евгений УРЛАШОВ, вопреки разнузданной пропаганде провластных оппонентов набравший 40,25% голосов. Его ближайший конкурент, единоросс Яков ЯКУШЕВ, вынужден был довольствоваться 27,12%. Но так просто выборы в России не заканчиваются.
Все начало становиться понятным еще 6 марта, когда губернатор выразил в своем видеообращении к жителям города и области мысль о том, что итоги выборов — «это в большей степени результат проведенной предвыборной кампании, но не оценка личности и возможностей кандидата». Не называющие себя политтехнологи выразились более конкретно, посчитав, что «возможная победа УРЛАШОВА Е.Р. на выборах мэра подрывает основы региональной безопасности и политической стабильности», и порекомендовали отстранить его от второго тура голосования с помощью Администрации Президента России или «проведения соответствующей процедуры по линии судебной системы РФ». Последовали визиты губернатора и проигравшего кандидата в Москву. К чести Старой площади и судебных инстанций, они в ситуацию прямо так и не вмешались.
Тогда началось самое интересное — кадровые перестановки. Мэр города Виктор ВОЛОНЧУНАС, который в разных качествах и должностях пребывает в этой позиции с… марта 1989 г., вдруг неожиданно засомневался в том, стоит ли ему до конца срока занимать свой пост. 19 марта Яков ЯКУШЕВ был неожиданно назначен первым заместителем мэра — вместо того, чтобы уйти в отпуск на время избирательной кампании. То есть занял должность, к которой стремится: уход действующего мэра в отпуск, и всего за один день проигравший кандидат становится и.о. мэра еще до второго тура выборов, назначенного на 1 апреля.
Значит ли это, что в России возможно даже невозможное? Тут и видавший виды региональный политик, бывший губернатор Ярославской области Анатолий ЛИСИЦЫН назвал это кадровое мельтешение «агонией» городской власти.
Ярославль — это город, в котором столетиями был сосредоточен нерв российской истории. В годы великой смуты он некоторое время был столицей Русского государства. Именно здесь объявил о своей готовности взойти на престол первый из царей династии РОМАНОВЫХ.
Ярославцы и сегодня достойны своего великого прошлого. Но, похоже, его недостойны многие другие россияне, которые в большинстве своем даже не интересуются происходящим в городе. Конечно, на митингах, на сцене которых написано «За честные выборы!», можно требовать освобождения штурмовавших фонтаны на Пушкинской площади и справедливого суда для предпринимателей.
Все это важно — но выборы пока не закончились. И они, увы, не слишком честны всего в 190 км от Москвы. Молчать об этом нельзя. Потому что, как показывает история, у стен Кремля освобождение России заканчивается — а начинается оно совсем в других местах.
Владислав ИНОЗЕМЦЕВ, «Известия» (в сокращении).