Волгоградские отделения оппозиционных партий пытаются вербовать в свои ряды известных беспартийных гражданских активистов. Таким образом, похоже, системные оппозиционные партии надеются решить проблему нехватки «эффективных энтузиастов» в своих рядах. Однако пока лидеры наиболее популярных объединений гражданских активистов предпочитают сохранять беспартийный статус.
Лидеру волгоградского отделения движения «За честные выборы» (ЗЧВ) Олегу ДЕНИСОВУ предложения получить партбилет поступили сразу от двух партий — «Яблока» и КПРФ.
«От яблочников такие предложения делались неоднократно, в том числе участвовать в выборах под их брэндом, а несколько дней назад меня пригласили в Дзержинский райком КПРФ и предложили покончить с беспартийной жизнью, встав в ряды коммунистов», — рассказал «НГ» Олег ДЕНИСОВ.
По словам лидера волгоградской организации ЗЧВ, он пока находится в раздумьях: «Идейно мне, конечно, ближе «Яблоко», коммунисты же сильнее в организационном плане. Но меня смущает, что во фракциях КПРФ непременным требованием является голосовать единогласно».
Руководитель волгоградской Лиги избирателей Алевтина ДЮПРИ пока аналогичных предложений от системных политических партий не получала: «Если такие предложения поступят, то я их не приму. Ни одна из ныне действующих партий мне не нравится. Если бы эти партии действительно хотели и могли что-то сделать, как-то изменить ситуацию, то они бы это сделали. А если они бессильны, то зачем состоять в их рядах?» По словам ДЮПРИ, ей «интересно быть просто гражданином».
Беспартийный волгоградский гражданский активист Николай ЧЕРНЯВСКИЙ, автор технологии «вокзального протеста» (пикетирования железнодорожного вокзала в знак протеста против попыток силовиков помешать поездкам участников на «Марш миллионов» в Москву), заявил «НГ», что видит себя исключительно в рядах организации Сергея УДАЛЬЦОВА.
«Я вступлю в ближайшее время в «Левый фронт». У этой организации более коммунистическая программа, чем у КПРФ, а сами фронтовики ведут более активную политическую борьбу, чем остальные оппозиционеры», — сказал Николай ЧЕРНЯВСКИЙ.
По информации «НГ», автор технологии «вокзального протеста» почти наверняка возглавит волгоградское отделение «Левого фронта». С ЧЕРНЯВСКИМ, кстати, общались на предмет вступления в партию и представители КПРФ.
В целом негативное отношение лидеров волгоградских организаций гражданских активистов к традиционным оппозиционным партиям не вызвало удивления у местных экспертов.
«Само появление феномена гражданского активизма стало реакцией на слабость и конформизм КПРФ, «Справедливой России», ЛДПР — партий, традиционно позиционировавших себя как оппозиционные, — считает политолог Александр СТРИЗОЕ. — Гражданские активисты на практике отрицают эти партии, предлагая альтернативные формы политической борьбы».
По мнению политолога Андрея МИРОНОВА, попытка представителей системной оппозиции привлечь в свои ряды беспартийных гражданских активистов имеет две цели: «Во-первых, усилить оппозиционные партии за счет эффективных энтузиастов, способных работать и на улице, и в блогосфере. Во-вторых, нейтрализовать угрозу, которая объективно исходит от уличных вожаков для вождей системной оппозиции: не дожидаться, когда гражданские активисты начнут переманивать к себе молодежь из КПРФ, «Справедливой России» или ЛДПР, а, напротив, первыми «переварить» лидеров движения «За честные выборы» или Лиги избирателей, интегрировав их в партийные структуры».
Андрей СЕРЕНКО, «Независимая газета».
Фото: Кирилл БРАГА, «РИА «Новости».