НИКОЛАЙ СИЛАЕВ: «УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ НЕ СВЯЗАНЫ С ВЫБОРАМИ»

НИКОЛАЙ СИЛАЕВ: «УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ НЕ СВЯЗАНЫ С ВЫБОРАМИ»
157

Глава Карачаево-Черкесской Республики считает, что для подведомственного ему региона сейчас наиболее приемлемо назначение главы, нежели прямые выборы. По его мнению, население республики еще не готово к прямым выборам, а сам он не считает их более демократическим процессом, чем назначение главы субъекта Федерации. Cтарший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай СИЛАЕВ убежден, что Ставропольский край может стать единственным регионом СКФО, останутся прямые выборы губернатора:

— Сигналы в пользу отмены прямых выборов на Кавказе из федерального центра были. Вероятно, это было воспринято в регионах серьезно.

Но дальше возникает вопрос: если где-то будут прямые выборы, а где-то не прямые, то не все северокавказские республики будут равными. Думаю, что подход к Северной Осетии и Карачаево-Черкесии продиктован именно тем, чтобы не делить северокавказский регион на республики, с прямыми выборами и не прямыми выборами.

С этой точки зрения есть еще один вопрос — это Ставропольский край. Там пока прямые выборы. Будет любопытно, если он станет единственным из северокавказских регионов, где сохранятся прямые выборы. С одной стороны, это закрепит его особое положение в федеральном округе. С другой стороны, сделает более ярким отличия «русских» регионов от «национальных».

Что касается ситуации в Северной Осетии, то для ее понимания нужно вспомнить парламентские выборы 2012 года, когда очень большой процент получили «Патриоты России» во главе с Арсеном ФАДЗАЕВЫМ — давним оппонентом властей республики, бывшим депутатом ГосДумы. Это противостояние продолжается.

Оно отозвалось на последних выборах в Ирафском районе, во время которых ФАДЗАЕВ заключил альянс с теми элитами района, которые были в прошлом оттеснены от власти. В итоге, они выиграли выборы. Я не исключаю, что при прямых выборах может повториться это публичное противостояние между ФАДЗАЕВЫМ и МАМСУРОВЫМ. А этого громкого противостояния не хочет ни федеральный центр, ни официальный Владикавказ.

Что касается Карачаево-Черкессии, там довольно сложная история. Давайте вспомним 1999 год, когда происходили столкновения из-за того, кому быть президентом республики — карачаевцу, или черкесу. С тех пор сформировался баланс, при котором президент — карачаевец, премьер — черкес. Возможно, в Москве и в самой республике тоже опасаются повторения ситуации 1999 г., хотя, например, выборы президента республики в 2003 году прошли без каких-либо межобщинных трений.

Несмотря на все разнообразие мозаичности Северного Кавказа, я бы не сравнивал угрозы безопасности там с выборами. Конфликты происходят там и без прямых выборов глав регионов. Ведь все равно есть муниципальные выборы, которые, например, в Дербенте в 2009 году прошли весьма напряженно.

Другое дело, что в Дагестане нет опыта прямых выборов главы региона. К тому времени как была изменена Конституция Дагестана и в республике появилась сначала должность президента, а потом главы республики, прямые выборы губернаторов во всей стране уже были отменены. А до этого они не приводились по Конституции республики.

В целом, сейчас можно говорить о том, что проекты федерального центра направлены на установление более регулярных государственных порядков на Северном Кавказе.

Может быть, прямые выборы вернутся в кавказские регионы. Но, на мой взгляд, все зависит от того, в какую сторону пойдет развитие федерализма. Если центр пойдет на то, чтобы расширить полномочия регионов в каких-то сферах — это будет одна ситуация, а если будет курс на максимальную централизацию, в этом случае не важно избирается ли глава, или назначается.

По материалам «Региональных Комментариев».

 

 

ВЫБОРЫ