Дата 16 июля вошла в историю Турции и всего мира, так как после попытки военного переворота и страны региона станут свидетелями переформатирования региональной политики Анкары. С победившим внутренних врагов Реджепом ЭРДОГАНОМ предстоит договариваться по-новому, ибо победивший ЭРДОГАН — это начало новой политической эпохи в Турции.
ГЮЛЕН преткновения
Новая ситуация позволит Турции уйти от статуса страны-объекта и стать субъектом мировой политики хотя бы в регионах Ближнего Востока, Южного Кавказа, Восточной Европы и Черноморского бассейна, что недопустимо для США и других западных стран.
И, напротив, эта ситуация дает особое положение и преференции России, Ирану и Китаю, так как именно эти три страны находятся в группе «несогласных», а сейчас к ним примкнула и Турция.
В своем первом же после путча выступлении в СМИ Президент Турции н сразу же обвинил подручного США Фетуллаха ГЮЛЕНА во всех этих событиях. Стрела была выпущена. ЭРДОГАН открыто назвал центр, откуда шли приказы.
Администрация Барака ОБАМЫ вначале выдержала паузу в проявлении реакции на события в Турции, но после того, как стало известно, что путч подавлен, а ЭРДОГАН на месте, и Вашингтону еще предстоит с ним договариваться, причем с позиции проигравшей стороны, то Белый Дом стал вовсю каяться и «петь песни» про легитимность власти и демократии в Турции.
Президент США собрал совещание по событиям Турции в Белом Доме и призвал весь мир поддержать демократический выбор турецкого народа. В свою очередь, руководитель госдепартамента США Джон КЕРРИ в телефонном разговоре с главой МИД Турции «клялся и божился», что утверждения о причастности Соединенных Штатов к попытке переворота в Турции являются ложными.
«Он (Джон КЕРРИ — Прим.) ясно дал понять, что Соединенные Штаты готовы оказывать помощь турецким властям в проведении расследования, но публичные инсинуации и заявления о какой-либо роли США в попытке переворота являются абсолютно ложными и вредят нашим двусторонним отношениям», — сообщил пресс-секретарь госдепартамента США Джон КИРБИ.
Но и это не остановило ЭРДОГАНА: он стал «добивать» путчистов на авиабазе НАТО в Инджирлик, откуда ВВС США и Германии совершают вылеты в зону антитеррористической операции в Ираке и Сирии. База была заблокирована. Это и есть война. США за всю свою историю такое унижение не принимали, опустив голову.
«Искренность» Белого дома проявилась достаточно скоро: когда ЭРДОГАН потребовал от ОБАМЫ экстрадировать проживающего в США главу «параллельного правительства» ГЮЛЕНА, американская сторона ответила отказом, заявив, что США требуют доказательств виновности ГЮЛЕНА.
«США никого не укрывают, мы никогда не получали официального запроса о выдаче, и мы всегда говорили: «Дайте нам доказательства, нам нужен прочный правовой фундамент, который соответствует стандартам экстрадиции, чтобы наши суды одобрили такую просьбу», — заявил Джон КЕРРИ.
Любые доказательства вины ГЮЛЕНА, предъявленные Анкарой, могут оказаться недостаточны для «честных» судей США, а потому ожидать, что его выдадут, не стоит, ибо издержки в этом случае для Вашингтона слишком велики.
Во-первых, США потеряют лицо перед теми, кто работает на них, что ставит под вопрос надежность Белого дома, как партнера. ЭРДОГАН это прекрасно понимает, и поэтому просит об экстрадиции ГЮЛЕНА с целью разоблачить истинное лицо и намерения США перед турецким обществом и перед всем миром.
Во-вторых, США, таким образом, признают свое поражение перед ЭРДОГАНОМ, что тоже неприемлемо для Вашингтона. ЭРДОГАН еще даже не успел «добить» путчистов, а на защиту повстанцев уже поднялись политические «импотенты» из Евросоюза, обвиняющие его в политических репрессиях.
«А вам, господа, слова еще никто не давал. Мы с вами потом разберемся», — вероятно, так размышляет в это время Реджеп ЭРДОГАН, предвосхищая свой ответ Брюсселю.
Европейцы тем самым элементарно признали наличие своих интересов в организации путча, и в свое время им, возможно, также предстоит нести ответ перед Турцией за дестабилизацию в этой стране.
Но все-таки США — не та страна, от которой Турция может отвернуться. С Вашингтоном лучше продолжить игру, но на этот раз в качестве равных государств, не как субъект, а объект мировой политики.
НАТО и Турция
Турция в свое время вступала в НАТО в целях защиты от СССР, тем более, что в то время Кремль предъявлял территориальные претензии Турции по западной Армении и Грузии. В тот непростой период, когда Турция оказалась сломлена, экономика была на нуле, под натиском СССР турки вынуждены были войти в состав НАТО. Сегодня СССР не существует, и милитаристские идеи Иосифа СТАЛИНА ушли вместе с ним, а потому и прятаться от них не имеет смысла.
Но и сейчас не все так просто и однозначно. Что произойдет, если Турция выйдет из состава НАТО, или НАТО ограничит контакты с Турцией?
Во-первых, если смотреть с позиции НАТО, то выход Турции из НАТО ударит по самой же этой организации, учитывая, что турецкая армия является второй по своей численности и мощности в этой организации, и выход из альянса такой страны, как Турция, превратит НАТО в вооруженные силы одного государства — США.
С другой стороны, с геополитической точки зрения Турция — самая необходимая страна для НАТО и ее военных баз в регионе Ближнего Востока, и если отказаться от нее, то потом никакая Литва или Финляндия не помогут вернуть авторитет этой организации.
США — alma mater НАТО, поэтому не могут себе позволить иметь противника в лице Турции, следовательно НАТО целиком и полностью будет выступать за то, чтобы Турция находилась в этой организации, и, возможно, даже из-за этого они пойдут на какие-то уступки Анкаре в военно-политической плоскости.
Во-вторых, для самой Турции фактор НАТО играет двоякую роль. С одной стороны, это показывает Турцию сильной и неуязвимой с военно-политической и военно-технической точки зрения. С другой стороны, фактор НАТО — это несущие постоянную угрозу безопасности страны генералы-предатели и фактор влияния на Турцию, а также подпольная игра натовских политиканов с курдами против Турции.
Кроме того, выход Турции из НАТО ослабит позиции Североатлантического альянса в военно-политическом плане. Поэтому гадать о том, выйдет Турция из НАТО или нет, не приходится. Скорее всего, Турция все-таки останется в составе Североатлантического альянса.
История с СУ-24
Когда турецкие ВВС сбили российский СУ-24, официальная Анкара не раз заявляла о том, что они звонили в Кремль, но на звонки ЭРДОГАГАНА его российский коллега Владимир ПУТИН не отвечал, что подтверждал и пресс-секретарь Кремля Дмитрий ПЕСКОВ.
Сам этот факт вызывает ряд вопросов: с чего бы это ЭРДОГАНУ звонить ПУТИНУ, если он сам же и приказал сбить самолет? Похож ли ЭРДОГАН на лидера, который сбивает самолеты, чтобы потом извиниться? Все эти вопросы оставались открытыми в печальной истории с СУ-24.
Прошло 7 месяцев после этого происшествия. ЭРДОГАН на русском языке извинился, а на турецком — попросил понимания ситуации во благо улучшения отношений с Россией. Не прошло и месяца, как в Турции произошел военный мятеж, в стране хаос, ЭРДОГАНА хотят свергнуть, и на этом фоне в поток ежеминутной информации просочилась весть о том, что именно мятежные военные и подняли самолет F-16 и сбили российский самолет, т.е. это не ЭРДОГАН отдавал приказ сбить российский самолет.
«Армия — наша, а не этой параллельной структуры. Я являюсь главнокомандующим», — косвенным свидетельством правоты этой версии является и недавнее заявление самого Реджепа ЭРДОГАНА.
Если анализировать его заявление, то можно понять, что в Турции существует «государство в государстве», и ЭРДОГАН не властен над этим параллельным образованием. Сейчас они открыто пошли и на него, но ЭРДОГАН поджидал их, и всех путчистов мастерски победил.
Как следствие — ЭРДОГАН централизирует власть в стране и никто больше не сможет давить на Турцию извне, создавая там «параллельные» центры государственного управления.
В завершение хотелось бы отметить, что президент Реджеп ЭРДОГАН для начала победил внутренних врагов и сильно ослабил внешнее влияние на Турцию, с тем, чтобы Турция стала полноценной и здоровой страной.
Теперь, если ЭРДОГАН сможет также удачно продержаться у власти, то репутация «больной человек Европы» с Турции снимется. Страну можно будет считать перерожденной — новой Турцией, и не надо будет считаться с «сапогом» Запада, НАТО и так далее. С Турцией предстоит считаться как со страной, которая имеет свои амбиции и свои интересы, а не интересы Запада или других центров.
Источник: Novosti.az.