Стонущим от наплыва беженцев с Ближнего Востока и напуганным терактами жителям Западной Европы указали первоисточник всех их несчастий — Россия.
Мало того, что она не приняла у себя всех бегущих от т.н. «Исламского государства»* (ИГИЛ, ДАИШ, ISIS) и боевых действий граждан Сирии, Ирака и Ливии, а также граждан Турции с липовыми сирийскими паспортами. Так она еще допустила кризис у себя в экономике, а потому миллионы трудовых мигрантов, ранее работавших в России, были вынуждены сначала вернуться домой в Узбекистан, Таджикистан и Киргизию, а затем и стать боевиками.
Как пишет издание Die Presse, с прошлого года в бывших советских республиках Средней Азии наметилась тенденция к росту исламистской радикализации. Эта угроза стала очевидной после теракта в аэропорту Стамбула 28 июля этого года — за терактом впервые стояли выходцы из этого региона.
«Ситуация не только выглядит, но и является драматической. И даже если «Большой брат» в лице России не виновен в этой новой опасности, то наблюдаемая в последнее время эскалация проблемы исходит как раз оттуда. Глубокий экономический кризис, охвативший Россию, негативно сказывается и на соседних с ней государствах. Это касается не только сокращения объемов торговли. Хуже то, что Россия поменяла свою миграционную политику, массово отправляя гастарбайтеров обратно на родину», — сообщается в статье.
В частности, согласно официальным данным из Ташкента, за последние полтора года на родину вернулось порядка 2 млн узбекских гастарбайтеров. У соседнего Таджикистана цифра вернувшись поменьше — до 1 млн человек, но проблемы аналогичные: прогрессирующая безработица, преступность и протестные настроения.
Автор статьи — Эдуард ШТАЙНЕР подтверждает прогнозы: часть из вернувшихся трудовых мигрантов на фоне отсутствия работы и средств к существованию становится легкой добычей исламистских «крысоловов», уже давно орудующих в Центральной Азии.
Долгое время гастарбайтеры находили в России возможность хорошо заработать — прежде всего в начале 2000-х, когда цена на энергоресурсы обеспечивала российской экономике ежегодный рост в 7%. Строители, дворники, няни — мигранты пользовались спросом у коренного населения, в том числе, и потому, что были дешевой рабочей силой. Так, в Таджикистане денежные переводы из России составляли половину ВВП, в Киргизии — треть, а в Узбекистане — десятую часть.
В конце 2014 года, согласно официальной миграционной статистике, большая часть из 11 млн иностранцев в России не имела разрешения на длительное пребывание и долгосрочных трудовых договоров. В прошлом 2015 году, продолжает автор, Россия сменила миграционную политику.
Объяснений этому несколько. С одной стороны, к этому могло привести падение курса рубля — переводы на родину для гастарбайтеров стали невыгодными.
С другой — Кремль сделал выбор в пользу более жесткого миграционного курса после массовых демонстраций в 2012 году, когда Владимир ПУТИН стал закручивать гайки повсеместно. За последние четыре года запрет на въезд на территорию РФ получили 1,6 млн человек из стран СНГ, сообщает газета «Ведомости».
В-третьих, гастарбайтеры все чаще совершали преступления в России и не только бытового характера. Спецслужбы выявляли все больше тайных сообществ, где проповедовался радикальный ислам, а их члены хранили оружие и взрывчатые вещества. Большие сомнения, что для совершения революций у себя на родине…
Сергей ПРОКОПОВ, специально для POLITRUS.com.
* — террористическая организация, запрещена в РФ.