Привычно считается, что главный партнер и союзник России на Южном Кавказе — Республика Армения. В последние годы, увы, все больше формально, что стало неприятным сюрпризом для многих непосвященных в тонкости армянской политики россиян после начала проведения специальной военной операции (СВО).
Несмотря на тот факт, что на территории Армении по-прежнему расположено второе по числу сотрудников (после Ирака) посольство США, а множественные НКО получают финансирование также из расположенных на территории США фондов (косвенно и даже прямо связанными с ЦРУ, Госдепартаментом и иными госведомствами Соединенных Штатов) в настоящее время Республику Армения со стороны Запада «опекает» Пятая Республика — Франция. По целому ряду причин.
И хотя в разрезе отношений России с Евросоюзом и даже отношений России с Украиной действующий Президент Франции Эмманюэль МАКРОН позиционирует себя в роли «голубя мира», на Южном Кавказе он проводит политику по максимальному разрыву связей между Ереваном и Москвой. Под его «опекой» Правительство Армении во главе с Николом ПАШИНЯНОМ пытается говорить с Москвой языком шантажа, угрожая выходом из Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
И это принципиально иной шантаж, нежели мы наблюдали в период президентства Сержа САРГСЯНА, когда правящая армянская элита регулярно прибегала к заигрыванию с Западом и даже организации антироссийских (подчас и даже русофобских) протестных акций с целью получить из России очередной по факту невозвратный кредит или долю в крупных проектах российского бизнеса на территории Армении. Тогда был восточный базар, сейчас — западный цинизм.
Марионеточная суть ПАШИНЯНА была очевидна изначально. Как и не было особым секретом, кто и с какими целями выпускал его на политическую сцену — одно время в СМИ его даже прямо называли «армянским НАВАЛЬНЫМ».
Как и его российский прототип прожженный популист и сам себе политтехнолог Никол ПАШИНЯН для роста узнаваемости в свое время оседлал беспроигрышную тему борьбы с коррупцией. Которая была бичом Армении, а после борьбы с ней господина ПАШИНЯНА и прихода его к власти и вовсе расцвела в стране махровым цветом. Как это нередко случается, победить коррупцию Никол ПАШИНЯН не смог (собственно, и не планировал), а попросту возглавил ее. Да так ловко, что его супруга Анна АКОПЯН получила от народа титул «главной прачки Армении».
Изменив законодательство о благотворительных фондах, Правительство Армении разрешило им заниматься экономической деятельностью. Это позволило учрежденным госпожой АКОПЯН благотворительным фондам «Мой шаг» и «Город улыбок» официально становиться дольщиками в успешных бизнес-проектах Армении. Куда они входили под угрозой открытия уголовных дел против их владельцев из числа бизнес-элиты Армении — как говорится, «был бы человек, а статья (УК) найдется».
Благотворительные фонды супруги премьер-министра вполне легально принимают «пожертвования» от желающих заполучить депутатский мандат или доходную должность. Общеизвестный факт: дочери олигарха Гагика ЦАРУКЯНА (владелец партии «Процветающая Армения») вносили значительные пожертвования в благотворительные фонды премьер-леди именно в преддверии парламентских выборов и в итоге именно партия отца смогла стать третьей по числу депутатов.
Во второй половине десятых стало очевидным: status quo в Карабахском вопросе не устраивает не только Азербайджан и покровительствующую ему Турцию, но также саму Армению и Россию — как главного медиатора процессов в регионе, поскольку это препятствовало реализации важных для Москвы экономических проектов, пожалуй, главным из которых является мультимодальный международный транспортный коридор (МТК) «Север — Юг».
Однако много лет находившийся у власти в Армении т.н. «карабахский клан» во главе со вторым Президентом Армении (первый Президент Нагорно-Карабахской Республики) Робертом КОЧАРЯНОМ был не настроен, да и не способен (по объективным причинам) на перезагрузку. Поэтому пришлось перезагружать всю политическую систему Армении, используя для этого к тому времени (начало 2018 года) уже имевшего репутацию прозападного политика (но еще подконтрольного своим создателям в Ереване и Москве) Никола ПАШИНЯНА. Ради возможности занять пост премьер-министра в перешедшей к парламентскую форме правления Армении он согласился на фактическое (в восприятии подавляющего большинства патриотически радикально настроенного общества страны) национальное предательство — уступить Азербайджану много лет удерживаемые Арменией земли вокруг Нагорного Карабаха (т.н. «пояс безопасности») и признать сам Нагорный Карабах (именуемый в Армении Арцахом) де-юре неотъемлемой частью Азербайджана — при предоставлении определенных гарантий проживающим там гражданам армянской национальности и его переходе под де-факто управление российской миротворческой миссии, которая со временем должна была трансформироваться в еще одну полноценную российскую военную базу на Южном Кавказе (уже на территории Азербайджана) — в дополнение к находящей в Армении 102-й российской военной базе, расквартированной в Ереване и Гюмри.
Т.к. мирная передача территорий представлялась трудновыполнимой задачей и неминуемо привела бы к масштабным боестолкновениям между вышедшими в этом случае из-под контроля официального Еревана Вооруженными силами Армении и Вооруженными силами Азербайджана (а также Гражданской войне внутри самой Армении), был реализован заранее проработанный и согласованный всеми сторонами план «Б» по переходу контроля за территориями в результате военных действий, представленных обществу двух стран и мировому сообществу как Вторая Карабахская война.
Предательская сущность Никола ПАШИНЯНА и многих членов его т.н. команды, впрочем, не позволили в полной мере реализовать все намеченное. Осознавая свою ненужность после выполнения всех поставленных перед ним задач, Никол ПАШИНЯН решил играть в собственную игру, найдя в этом поддержку на Западе и согласившись, по сути последовавших действий, на роль Троянского коня.
В частности, Армения под его руководством на протяжении уже нескольких лет ведет подрывную деятельность внутри ОДКБ — в интересах НАТО. А с недавних пор пытается сорвать планы по выходу МТК «Север — Юг» на запланированные объемы грузооборота. Так, в ходе визита в Индию глава МИД Армении Арарат МИРЗОЯН предложил Нью-Дели армянскую территорию для формирования транспортного коридора в Европу, минуя Россию (Индия — Иран — Армения — Грузия — Черное море — Евросоюз).
Напомним, ранее «плечо» через Армению и Грузию с выходом в Черное море рассматривалось как составная часть МТК «Север — Юг». Теперь же Ереван предлагает рассматривать это как единственно возможный вариант, аргументируя тем, что якобы Россия «выключена» Западом из всех международных проектов, потому транзит грузов через ее территорию не представляется возможным.
Также армянские политики попытались «выключить» для Индии и соседний Азербайджан, представив его как «ненадежного партнера», даже невзирая на тот факт, что в проекте мультимодального МТК «Север — Юг» значительная часть грузооборота идет через его территорию и каспийские порты. Неизвестна, правда, реакция на инициативы «бригады ПАШИНЯНА» руководства Ирана — ведь именно Исламская Республика является ключевым звеном всего мультимодального проекта МТК «Север — Юг», позволяющего перемещать грузы по Евразии быстрее и дешевле, нежели по утрачивающему былые преимущества морскому пути через Суэцкий канал.
Совершенно очевидно: продолжение конструктивного диалога между Москвой и Ереваном при сохранении у власти режима ПАШИНЯНА невозможно. На повестке остро стоит вопрос о смене власти в Армении, возвращении в руководство страны по-настоящему пророссийских политиков. И по наблюдаемым событиям можно сделать вывод, что процесс запущен.
В качестве основы проекта взят оказавшийся успешным проект по ротации власти в Республике Грузи, когда после дискредитировавшего себя даже в глазах своих американских боссов развязанной и проигранной вчистую войной с Россией (август 2008 года) Михаила СААКАШВИЛИ премьер-министром в перешедшей к парламентской форме правления Грузии стал российский олигарх грузинского происхождения Бидзина ИВАНИШВИЛИ, имевший не только достаточные для столь сложной работы ресурсы, но и опиравшийся на серьезную общественную поддержку как внутри грузинской диаспоры в России, так и в самой Грузии. Особенно важный момент для кавказских республик — наличие у Бидзины ИВАНИШВИЛИ опоры в лице авторитетных земляков. (Достигнутый паритет сил в руководстве Грузии между Россией и США, а также наблюдаемые сегодня попытки Вашингтона аннулировать прежние договоренности — тема для отдельного материала).
Всем вышеперечисленным в значительной мере обладает и российский олигарх армянского происхождения — основатель крупнейшей на постсоветском пространстве инвестиционной компании «Тройка Диалог» Рубан ВАРДАНЯН. Который и прежде оказывал серьезное влияние на политические процессы на Родине, в т.ч. проводя в Национальное Собрание и на ключевые посты в органах исполнительной власти Армении своих представителей, однако избегал личного участия в публичной политической жизни этой закавказской республики.
По нашему мнению, действия по назначению Рубена ВАРДАНЯНА Государственным министром (главой Правительства) непризнанной Нагорно-Карабахской Республики и последовавшая громкая отставка (обставленная как реакция на ультиматум со стороны официального Баку) есть начало многоходовки по ротации персон в руководстве Армении.