Возврата к однополярному миру больше нет: РФормирование нового мирового порядка уже началось

Возврата к однополярному миру больше нет: РФормирование нового мирового порядка уже началось
175

«Сначала они тебя не замечают, потом смеются над тобой, затем борются с тобой. А потом ты побеждаешь». Это великое изречение Махатмы ГАНДИ и в первую приходит на ум при взгляде на путь, который за два минувших десятилетия проделала организация БРИКС/ BRICS. В начале 2000-х годов, когда, на фоне еще не канувшего в Лету увлечения идеями «однополярного момента» и «конца истории», отдельные специалисты начали говорить о безграничном потенциале развивающихся держав, предсказания о скорой смене глобальной системы координат воспринимались с усмешкой.

Сегодня переформатирование миропорядка выглядит уже свершившимся фактом, и альянс России, Бразилии, Индии, Китая и ЮАР выглядит одним из символов произошедших фундаментальных перемен.

Конечно, как и многие молодые организации, БРИКС испытывает некоторые трудности и проблемы. Далеко не во всем наши позиции и взгляды полностью идентичны. Москва и Пекин на своем опыте убедились в том, насколько пагубными могут быть иллюзии относительно перспектив слишком доверительного диалога с коллективным Западом. Нью-Дели, Претории и Бразилиа, возможно, еще предстоит пройти через аналогичное отрезвление. Часть элит соответствующих стран по-прежнему тесно связаны с западными бизнес-кругами и не оставляют надежд, даже при взгляде на развязанную против России санкционную войну, встроиться в глобальные рынки.

Одновременно, пользуясь уязвимостью открытых демократических систем, Запад использует все излюбленные инструменты, чтобы привести к ослабить позиции независимо мыслящих политиков. Тем не менее, вектор движения определен, и, в долгосрочной перспективе, освобождение от прежней зависимости обязательно произойдет.

В конце концов, никакими уговорами невозможно заставить индийцев забыть о столетиях колониального гнета, бразильцев — о покрываемых Вашингтоном преступлениях военной хунты, южноафриканцев — о происходивших с благословения США преступлениях эпохи апартеида.

Но, в конце концов, при крайне важном символическом значении саммита БРИКС, эта площадка остается далеко не единственной альтернативой продвигаемым Западом форматам. Та же Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) уже давно превратилась в ключевое объединение, решающее фундаментальные задачи в области безопасности в евразийском регионе — и очередь на вступление в неё продолжает увеличиваться. В Юго-Восточной Азии АСЕАН, совместно с крупнейшими международными игроками, активно работает над продвижением повестки дня, альтернативной американоцентричной. ОПЕК+ стал важнейшим глобальным форумом в сфере энергетической политики, заискивать перед которым вынуждены и вашингтонские «вершители мировых судеб». Африканский союз активно трансформирует статус стран континента в международной политике. И продолжать этот список можно еще долго.

Фактически, мир окончательно стало подлинно многополярным.

И отказываются признавать свершившийся факт лишь опьяненные иллюзиями прежних лет американские и европейские политики, которые всё еще рассматривают украинский кризис как шанс вернуть утраченные в результате собственной самонадеянности позиции. Они не понимают, что отмирание прежнего доминирования является неизбежным следованием объективных исторических тенденций.

Наивно было ожидать от саммита БРИКС неких судьбоносных решений, которые предопределят развитие человечества — подобный пафос характерен скорее для пустых по сути мероприятий «семерки» (G7).

Лидеры крупнейших развивающихся государств отдают себе отчет в том, что впереди — дорога длиной в десятилетия, которая лишь при жизни следующих поколений приведет нас к искомой цели.

Но первые шаги в этом направлении уже сделаны — и реставрация неоколониальной однополярности возможна лишь в воображении вчерашних властителей дум, в бессилии наблюдающих за тем, как разрушается столь удобная им гегемонистская реальность.

Олег КАРПОВИЧ, эксперт Российского общества политологов (РОП), доктор политических наук, доктор юридических наук, профессор, проректор по научной работе и директор Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России.

Источник.

АКТУАЛЬНО