«Отменить русский язык». Такие лозунги стали звучать чаще во всем мире после начала специальной военной операции (СВО), которую Россия успешно проводит для искоренения неонацизма. Западные страны прикладывают колоссальные усилия, чтобы усилить в мире русофобское настроение, сформировать негативное отношение к русскому языку и русской культуре в целом. К сожалению, у американских и европейских политтехнологов это получается. Больше всего сил и времени «бывшие партнеры» тратят, чтобы «поселить» эту мысль в головы людей, которые проживают на территории государств-соседей России. Одна из таких стран — Казахстан.
Начали с денег и надписей
В Казахстане уход от русского языка происходит постепенно на протяжении нескольких лет. Эта политика прослеживается в определенных решениях. Например, ранее на национальной валюте республики надписи были как на казахском, так и на русском языках. Соответствующее решение приняли в стране СНГ еще в 2003 году. Оно действовало до февраля 2019-го. Тогда был подписан уже новый указ, связанный с дизайном тенге, и одно из обновлений — с банкнот пропал русский язык.
Уже в прошлом году приняли поправки к очередному закону, который касается русского языка. Ранее русскоговорящие люди на территории Казахстана могли прочесть любую надпись или объявление — информацию преподносили на русском и казахском языках. Начиная с прошлого года, это требование отменили. Владелец магазина, торгового центра или же кафе может сделать двойную вывеску для удобства посетителей, но вовсе не обязан.
Получается, русский язык в Казахстане исчезает с глаз. Видимо, его еще пытаются «удалить» из школ, вузов и других образовательных учреждений.
Дефицит, о котором нельзя говорить
Несколько лет подряд в Казахстане педагоги пытаются привлечь внимание общественности к проблеме в школах и вузах. Уроков русского языка становится меньше, а если нет уроков — то и нет потребности в русскоязычных учителях.
Генконсул России в Алматы Евгений БОБРОВ несколько дней назад заявил ТАСС, что в Республике Казахстан наблюдается «спад в уровне использования и изучения русского языка». По его словам, на это есть две причины. Первая — сокращение русскоязычного населения, вторая — Министерство просвещения страны делает акцент на казахский язык, отсюда нехватка русскоязычных педагогов, русскоязычных школ и другие сложности, о которых, видимо, предпочитают не говорить.
Как только публикация оказалась в Сети, в ситуацию тут же вмешался представитель МИД Казахстана Айбек СМАДИЯРОВ, передает Orda.kz. Он отметил, что БОБРОВ не располагает верной информацией и уже завершил свою дипломатическую миссию в Казахстане.
«Человек не был в курсе всей информации, которая у нас наблюдается в стране. У меня есть данные Минпросвещения, какие школы, на каком языке преподают. Из 7 711 государственных школ 3 957 ведут обучение только на казахском языке. 1 203 школы на русском языке. А 2 551 школа — на казахском и русском языке»,
— заявил Айбек СМАДИЯРОВ.
Он добавил, что в Казахстане не идет разговора об отказе от русского языка в сфере образования. Школьники и студенты могут выбирать, на каком языке они будут учиться.
Однако генконсул России в Алматы — не единственный, кто говорит о дефиците педагогов русского языка и литературы. Аналогичное мнение высказала директор Педагогического института Международного университета Астаны Жанна АХМАДИЕВА, передает корреспондент Tengrinews.kz. Она отметила, что на сегодняшний день из 18 вузов, которые есть в Астане, педагогов готовят только три университета: Евразийский национальный университет им. Л.Н. ГУМИЛЕВА, Международный университет Астана и Евразийский гуманитарный университет имени Амангельды ХУСАИНОВА.
«Не секрет, что неравномерное распределение педагогических кадров идет по всей республике. Наблюдается нехватка кадров с русским языком обучения»,
— рассказала Жанна АХМАДИЕВА на Республиканском августовском совещании в Астане.
Буквально выкинули на улицу
Что касается учителей, то они не первый год бьют тревогу. В 2022-м в Казахстане в рамках реформ начали сокращать учебные часы по нескольким предметам, среди которых — русский язык.
«Министерство просвещения закинуло перед началом учебного года просто бомбу, оставив учителей русского языка и литературы в казахской школе без нагрузки, то есть, сократив ее вдвое. Это — сокращение заработной платы, а это человеческая судьба. У нас практически в каждой казахстанской семье сейчас кредиты, ипотеки»,
— говорит педагог Роза УТЕУЛИНА.
«Нам в середине августа написали: «Русоведы, пришел приказ сверху, дети на уроках больше не делятся на группы». То есть вести предмет в казахоязычных классах будет один преподаватель вместо двух. Но ведь русский язык и литература в школах с казахским языком обучения должны изучаться как иностранный. Это нормальная практика! Всегда было так, что на уроках английского, например, класс делится на две подгруппы. Потому что невозможно обучить 30 человек, которые никогда не говорили на английском, всего за 45 минут. Как один учитель должен справляться с такой нагрузкой? Ладно, отменили занятия для первоклассников, мы это понимаем и принимаем. Но сокращать преподавательский состав вдвое ради экономии? О чем только думает министерство?»
— возмущается учитель русского языка и литературы Галия ДАУЛЕТКУЛОВА.
Педагоги создавали петиции, привлекали к общественной проблеме журналистов, даже обращались напрямую к Президенту Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВУ. Однако учителей так и не услышали, а тенденция на сокращение уроков русского языка лишь продолжается.
Более того, в школах может быть еще одна проблема — вражда между русскими и казахскими педагогами. До сих пор по Интернет ходит ролик с урока одной из школ республики. Завуч устроила скандал прямо на занятии, оскорбляя русского педагога по математике. Причина — родственнице завуча (по ее мнению) поставили неудовлетворительную оценку.
«Бессовестная Лариса Николаевна! Это Казахстан, мы в Казахстане живем! А не в России! Хватит ее унижать! Я вас сюда наняла, я вас сюда пригласила, я вот так же теперь вас выгоняю!»
— сказала завуч.
«Накануне конфликта родители девочки обратились к директору школы и попросили пересмотреть оценку школьницы по математике. Директор провела беседу с педагогами школы, в том числе с учителем математики, которая обещала дать девочке дополнительные задания. Но девочка — полный гуманитарий, видимо, во время выполнения заданий у нее и еще двух детей из класса были одинаковые ошибки. Учитель сказала им, что они списали друг у друга, затем от завуча последовала такая реакция»,
— рассказала представитель ведомства Сейфура ТУЛЕКОВА.
Пагубное влияние
Если в школах наблюдается уход от русского языка и литературы, то в высших учебных заведениях иная напасть. Среди студентов крепнут антироссийские настроения, особенно после того, как молодые люди проходили обучение в западных вузах.
«Безусловно, на казахстанцев повлияло западное образование. Приезжают на Запад молодые ребята и их сразу берут в оборот. Накачивают идеями, формируют из них пятую колонну для продвижения интересов Запада, прежде всего США. Разгул русофобии и национализма, который мы сегодня наблюдаем в Казахстане, особенно в блогосфере, является тому свидетельством. Достаточно сказать, что у нас и Министр информации является человеком из этого круга. Поэтому, конечно, все это влияет. Число получивших западное образование — 12 тысяч человек, а это не вся казахстанская молодежь. Но эта тенденция чувствуется и у молодежи, получившей образование в Казахстане. Причина — изменение содержания образования. Возьмите учебники по истории Казахстана. Сколько там места занимает Великая Отечественная война? Сколько там места занимает вообще советская история и как она освещается? Это большой вопрос.
Мы совершенно забыли об освоении Целины. А ведь столицы Казахстана не было бы, если бы не было Целины. Вся инфраструктура города построена благодаря этому. И сегодня жители столицы чувствуют это на себе. Нехватка воды в столице происходит из-за того, что за эти 30 лет никто не удосужился сделать нормальную инфраструктуру, достойную столицы. Пользуются старой советской инфраструктурой, которая была рассчитана на население в 270 тысяч человек. А сегодня население столицы составляет 1 млн 200 тысяч человек.
Это второй фактор, а третий фактор — Интернет. Молодежь сидит в интернете, а его контент создается в основном за границей. Именно это влияет и формирует мировоззрение молодежи. Еще совсем недавно я почему-то был уверен, что в Казахстане все эти процессы, связанные с новой гендерной идентичностью, будут более медленно идти. Но нет, ничего подобного. Сегодня я наблюдаю, как это все сильно меняется. Ребята, которые еще вчера достаточно скептически, даже негативно реагировали на все это, уже подстроились и стали достаточно толерантны. Пройдет еще годик — два и они уже будут готовы поменять пол ради карьеры. Потому что ЛГБТ — это не просто так. Это определенный клан, который идет в политику и создает там свое лобби, проталкивая эти идеи.
Задача стоит одна — оторвать Казахстан от России, как и все остальные страны СНГ. Очень четко поставлена задача. Запад боится нового объединения тех народов, которые исторически жили вместе. У них очень много общего, и поэтому в нем даже не стоит сомневаться. А такая политика — многовекторная, и отсюда много неопределенностей»,
— высказался директор Центра Ювенологических исследований, доктор педагогических и социологических наук Александр ТЕСЛЕНКО изданию «Евразия.Эксперт».
Когда на будущие поколения страны хотят оказать влияние, меняют, в первую очередь, модель образования, что мы и наблюдаем в Казахстане. В погоне за призрачными демократическими ценностями, которые словно чума захватывают мир, республика уходит от своего по-настоящему стратегического партнера России. Получается, мы снова видим политику «двойных стандартов». А такая политика во взаимоотношениях с Российской Федерации невозможна…
Галина ЧЕРНОВА, специально для PolitRUS.com.
Фото: Press-unity.com.