Ровно год назад Россия предложила Казахстану и Узбекистану создать «Газовый союз». За это время удалось не только запустить энергетический проект, но и сформировать более полную картину энергетического сотрудничества на годы вперёд. Партнерство предполагает взаимодействие в поставках российского газа в Узбекистан транзитом через Казахстан и транспортировку газа на другие экспортные направления.
Озвученная российской стороной инициатива о газовом партнёрстве вызвала дискуссии в центральноазиатских государствах.
Кого-то смущали само понятие «союз» и возможное введение в ответ «вторичных санкций» Западом. Кто-то задавался вопросом о перспективности «Газового союза» и его конкуренции с другими интеграционными процессами. При этом геополитический фон вокруг энергетического проекта «зашкаливал».
В целом позиции Казахстана и Узбекистана по «Газовому союзу» были сдержанными и транслировались в публичном пространстве с учётом возможной реакции России, США, Евросоюза, Китая, Индии.
В тоже время интерес к энергетической кооперации был всегда высок в регионе, что вызвано экономическими, транспортно-логистическими и технологическими факторами. Этот момент всегда лежал на поверхности. По мере проведения переговоров, подписания «дорожных карт» и разъяснения ключевых аспектов сотрудничества интерес только подкреплялся.
В реалиях 2023 года энергетические коммуникации приобретают особое значение во внутренней и внешней политике государств.
Энергетические кризисы становятся причинами локальных протестов и влияют на политические настроения в обществе. Вопросы энергобезопасности определяют темпы и возможности экономического развития.
Несколько аргументов
Возросшее потребление газа в Казахстане и Узбекистане значительно уменьшили его экспорт за рубеж. «Газовый союз» с Россией решает эту проблему и центральноазиатские государства сохраняют позиции экспортёров (например, в Индию и Китай). Это касается и реальной возможности перейти с угольных электростанций на газовые. Россия обладает необходимыми ресурсами и технологиями для решения этих проблем. К тому же аномальные морозные условия тоже вносят свои коррективы в энергетические балансы государств. Суровая зима 2022/2023 стала тому явным подтверждением.
Если продолжить эту мысль, то хочется отдельно выделить ещё три важных момента:
Во-первых, транспортировка российского газа через Казахстан в Узбекистан (далее в Китай) накладывает на неё гарантии всех транзитных рисков. У центральноазиатских республик может оказаться недостаточно ресурсов для самостоятельного запуска крупных энергетических проектов. В этом смысле проект с соседом — это самый оптимальный и выгодный вариант.
Центральной Азии нужен такой гарант энергетический безопасности, связанный общими интересами в рамках соглашения.
Во-вторых, «Газовый союз» способен решить внутренние вопросы его участников. Для России — нарастить экспорт объёмов газа на Восток. Для Казахстана — модернизировать газотранспортную инфраструктуру и продолжить дальнейшую газификацию своих регионов. Для Узбекистана — решить вопросы с дефицитом газа и наполнить им внутренний рынок.
Ещё летом 2022 года председатель правления QazaqGaz Санжар ЖАРКЕШОВ спрогнозировал дефицит газа в Казахстане в 2024 году:
«Прогнозируется дефицит газа с 2024 года. Потребности внутреннего рынка превысят доступные ресурсы газа примерно на 1,7 млрд кубометров. Если не принять неотложные меры, экспорт газа прекратится в 2023 году».
В энергетическом балансе Узбекистана доля газа достигла уже более 80%. Есть все основания полагать, что это не предел. Рост населения, расширение строительства, развитие промышленности — всё это требует наращивания газовых возможностей республик.
В этом контексте трёхстороннее газовое соглашение выступает серьёзным основанием для борьбы с энергодефицитом в Центральной Азии, а для России — инструментом распределения избыточных объёмов газа.
В-третьих, «Газовый союз» интересен и другому соседу — Китаю. Доступ к энергетическим ресурсам состыковывает между собой Китай — Центральную Азию — Россию в одной энергетической логике. Поэтому следует ожидать поддержки по этому вопросу и от КНР.
От двухсторонних контактов к трёхстороннему соглашению
В январе 2023 года компания «Газпром» провела успешные переговоры по газовому вопросу с Правительством Казахстана (18 января) и Министерством энергетики Узбекистана (24 января).
18 января в Санкт-Петербурге состоялась рабочая встреча руководителя ПАО «Газпром» Алексея МИЛЛЕРА и первого вице-премьера Казахстана Романа СКЛЯРА. На встрече стороны подписали «дорожную карту» по сотрудничеству в газовой отрасли. В ней были представлены основные направления сотрудничества: переработка казахстанского газа на Оренбургском газоперерабатывающем заводе; возможности поставок российского газа в Казахстан.
Актуальной повесткой российско-казахстанского партнёрства в газовой сфере стала газификация Восточно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областей.
24 января в том же Санкт-Петербурге прошла встреча Алексея МИЛЛЕРА и Министра энергетики Узбекистана Журабека МИРЗАМАХМУДОВА, в ходе которой стороны подписали «дорожную карту» по сотрудничеству в газовой отрасли. Отметим, что основным партнером «Газпрома» в Узбекистане является «Узбекнефтегаз» (с 2002 года).
ПАО «Газпром» начало поставлять газ в Узбекистана с 2020 года (из Туркменистана). В конце 2022 года Узбекистан впервые напрямую договорился с Туркменистаном о поставках в зимний период. Это было вызвано энергодефицитом в Узбекистане.
В июне 2023 года на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) ПАО «Газпром» заключило двухлетний контракт на поставку газа в Узбекистан транзитом через Казахстан и транзитный контракт с Казахстаном для осуществления этих поставок. Также была подписана «дорожная карта» по подготовке ГТС Узбекистана к приему российского газа. Для поставок российского газа в Узбекистан была выбрана одна из ниток (МГП) «Средняя Азия — Центр».
5 октября Российский лидер Владимир ПУТИН в ходе пленарной сессии заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» сообщил, что в октябре начнутся полноценные поставки российского газа в Казахстан и Узбекистан. А уже 7 октября состоялась Торжественная церемония пуска газопровода в подмосковной резиденции Президента России Ново-Огарево. На церемонии присутствовали президенты трёх государств «Газового союза»: Владимир ПУТИН, Касым-Жомарт ТОКАЕВ и Шавкат МИРЗИЁЕВ.
Выводы
За созданием «Газового союза», как надёжного поставщика и транзитёра энергоресурсов на экспортные направления, стоят разные посылы. Общим является то, что это решение не является кем-то «навязанным». Это осознанный переход к энергетической кооперации. Никакие политические выпады Запада не смогли переломить ситуацию.
Перед Россией, Казахстаном и Узбекистаном стояла серьёзная и масштабная задача — диагностировать и технически модернизировать объекты газотранспортной системы за кратчайшие сроки. Эта задача была успешно выполнена, что демонстрирует взаимную заинтересованность государств и их умение эффективно работать.
Запуск «Газового союза» — важный прецедент успешного взаимовыгодного сотрудничества России, Казахстана и Узбекистана в энергетической сфере, а также яркий пример эффективного реагирование на геополитические и геоэкономические вызовы современности.
Артур СУЛЕЙМАНОВ, центр геополитических исследований «Берлек-Единство».