В преддверии заседания президиума Госсовета по проблемам преодоления ксенофобии и укрепления национального единства в российском обществе разгорелся нешуточный спор в отношении предложения ряда ученых и политиков возродить единую историческую общность — «советский народ», только в рамках современной России. Предлагается по советскому опыту стремиться к тому, чтобы жители многонациональной Российской Федерации на вопрос о том, какая у них национальность, отвечали: россиянин. А при желании могли бы добавлять: россиянин татарского (чеченского, мордовского, бурятского) происхождения.
На мой взгляд, единой нацию не сделать указом Президента РФ или решением Госсовета. Это должно идти от самого многонационального народа. К сожалению, единение происходит у нас только в лихую годину.
Лично меня коробит представляться «я — россиянин, татарского (чеченского, мордовского, бурятского) происхождения». Почему я не могу представляться: «я — русский (чуваш, дагестанец, еврей)»?
Убежден: логическое развитие России с ее мультинациональным составом граждан, имеющих исторические корни и исторические территории, возможно только при формировании подлинной федерации по этническому признаку в границах единого государства. Велосипед изобретать не нужно — мультикультурализм давно и успешно применяется в мировой практике, представляя собой самостоятельное развитие в одном государстве нескольких этносов и сосуществование в качестве государственных двух и более языков (Швейцария, Бельгия, Канада…).
Россия является федерацией де-юре. Так почему не сделать ее де-факто?! Тогда и не стыдно будет представляться «я — россиянин». По примеру «я — европеец», «я — американец», «я — австралиец», «я — швейцарец» и т. д. А сейчас у большинства сограждан термин «россиянин» не наполнен емким позитивным историческим смыслом. Разве что незабвенным ельцинским «Дорогие россияне!»…
Виталий АРЬКОВ.