Если в России уже не первый год одной из сложноразрешимых проблем считается неконтролируемый на практике наплыв трудовых мигрантов из государств Центральной Азии, в том числе, Таджикистана, то в самом Душанбе озаботились проблемой наплыва трудовых мигрантов из… Китая. О том, почему китайские гастарбайтеры занимают места уехавших в Россию таджикских граждан рассказал в своем материале специальный корреспондент Deutsche Welle Галим ФАСХУТДИНОВ.
— Рабочие места таджиков, выезжающих на заработки в Россию, все чаще занимают мигранты из Китая. В Таджикистане по-разному воспринимают сообщения о притоке рабочей силы из-за рубежа. Да и цифры о числе мигрантов тоже разные. Местная пресса пишет о «массовой миграции» и 80 тысячах гостей из Поднебесной.
Власти эти данные опровергают и приводят данные официальной статистики, согласно которым разрешение на работу за последние семь месяцев получили лишь 1962 китайца. Всего же в Таджикистане, по данным ОВИРа, на начало года было зарегистрировано 3917 граждан КНР.
Средняя зарплата китайских гастарбайтеров в Таджикистане — около 400 долларов США. Граждане Китая, занятые на вредном производстве, получают чуть больше.
Эксперт Центра стратегических исследований Фируз САИДОВ полагает, что притока китайских мигрантов опасаться не следует. По его словам, главное — не допустить возникновения обособленных китайских поселений.
— Согласно некоторым данным, почти половина прибывающих из Таджикистана трудовых мигрантов являются не этническими таджиками, а представителями большой узбекской диаспоры. Существует меж ними и разделение по сферам деятельности в России. Так ли это?
— Да, такой момент существует. Сегодня в Таджикистане проживают более миллиона узбеков (около 17% от всего населения). Естественно, что они также отправляются в Россию на заработки, как и другие таджикские граждане.
Уже сложилась даже особая география поездок. Так, узбеки едут в основном в Москву, Поволжье — там где, уже сложились землячества. Таджики предпочитают кроме Москвы выезжать в Сибирь и на Дальний Восток. Хотя, конечно, география расширяется — очень много таджиков сейчас в Санкт-Петербурге.
Забавно, что некоторые трудовые мигранты вернувшись из России домой, нанимают гастарбайтеров из Узбекистана и Китая и строят с их помощью дома на Родине.
Если говорить про сферы деятельности, то в последние годы действительно сложилась определенная специализация. Таджики в России в основном трудятся на стройках. Узбеки — в торговле, в сфере коммунальных услуг.
— В конце 90-х годов таджикские мигранты у жителей многих крупных российских городов ассоциировались с неопрятными и нагловатыми попрошайками в цветастых халатах. Сейчас их уже редко встретишь, но тогда они создавали массу проблем…
— Судя по всему, вы говорите о среднеазиатских цыганах, которых здесь, в Таджикистане, называют «люли». Они до сих пор, хотя и значительно в меньшем количестве, под видом таджиков отправляются в Россию и занимаются попрошайничеством.
У самих же таджиков не просто не принято просить милостыню — это считается очень постыдным и осуждаемым занятием.
«Люли» много по-прежнему и в Душанбе — иногда просто «достают» на улице. Как правило, на «работу» выходят женщины с детьми. У мужчин в их общине работать не принято.