ПОХИЩЕНИЕ НА ЭКСПОРТ

ПОХИЩЕНИЕ НА ЭКСПОРТ
108

Астраханские чекисты подозреваются в похищении человека. Как стало известно «НГ», Следственным управлением Следственного комитета (СУ СК) РФ по Астраханской области расследуется уголовное дело, в рамках которого не менее четырех сотрудников астраханского УФСБ подозреваются в причастности к этому преступлению. Эксперты говорят об угрозе «экспорта» практик военного времени с Северного Кавказа в «русские» регионы РФ и о возможном втягивании силовиков Южного федерального округа (ЮФО) в северокавказские клановые разборки.

Скандальная криминальная история с возможной причастностью к ней сотрудников ФСБ расследуется сегодня в Астрахани. Как стало известно «НГ», СУ СК РФ по Астраханской области расследуется уголовное дело о похищении жителя Дагестана НУРЕДИНОВА, приехавшего весной с.г. в столицу Нижнего Поволжья.

По словам информированного источника «НГ» в астраханских силовых структурах, НУРЕДИНОВ был насильно похищен 22 апреля с.г. возле астраханской гостиницы «Лия» группой неизвестных лиц: «Некоторые из похитителей были одеты в форму сотрудников полиции. Они затолкали НУРЕДИНОВА в автомобиль «Газель» и увезли в неизвестном направлении в сопровождении двух автомашин «Лада-Приора» серого и черного цвета».

Сам НУРЕДИНОВ, оказавшийся в Астрахани из-за болезни отца, является личностью примечательной. В 2009 году он в числе семи жителей Дагестана обвинялся в подготовке покушения на мэра Хасавюрта Сайгидпашу УМАХАНОВА, однако был оправдан судом присяжных в Дагестане.

«Очевидно, этот приговор удовлетворил не все стороны», — заметил в беседе с «НГ» один из астраханских силовиков, вспоминая историю 2009 года. Впрочем, достоверно астраханские следователи сегодня знают одно: в похищении НУРЕДИНОВА оказались замешаны несколько сотрудников УФСБ по Астраханской области.

«Чекистский след» в «деле НУРЕДИНОВА» был взят уже 23 апреля с.г., когда на следующий день после похищения родственники НУРЕДИНОВА, начавшие его поиски, обратили внимание на некоего гражданина Сергея СМЕЯНА, который попытался обманным путем проникнуть в номер исчезнувшего дагестанца в гостинице «Лия».

Как оказалось, житель Астрахани СМЕЯН, пытавшийся неудачно вынести из номера НУРЕДИНОВА его вещи и деньги (около 240 тысяч рублей), застигнутый врасплох, признался, что является агентом ФСБ.

Когда оторопевшие родственники НУРЕДИНОВА потребовали доказательств, СМЕЯН привез их к оперуполномоченному УФСБ ИГНАТЬЕВУ, которого назвал своим куратором и который немедленно отпустил СМЕЯНА безо всяких объяснений. Примечательно, что позднее СМЕЯН скрывался от астраханских следователей в доме у родителей ИГНАТЬЕВА.

Однако очень скоро не только СМЕЯНОМ, но и ИГНАТЬЕВЫМ заинтересовались следователи областного СУ СК. По словам одного из астраханских силовиков, «факт похищения НУРЕДИНОВА четко зафиксирован двумя камерами видеонаблюдения, расположенными на соседних с гостиницей «Лия» зданиях»: «СМЕЯНА свидетели опознали как лицо, участвовавшее в похищении дагестанца, а ИГНАТЬЕВА запомнили работники гостиницы — за день до похищения он интересовался личностью НУРЕДИНОВА».

По данным «НГ», СМЕЯНОМ и ИГНАТЬЕВЫМ перечень подозреваемых в причастности к похищению НУРЕДИНОВА не ограничивается: в уголовном деле сегодня фигурируют фамилии еще трех сотрудников УФСБ (их данные имеются в распоряжении «НГ»).

Хотя со дня похищения НУРЕДИНОВА прошло ровно полгода, астраханские следователи до сих пор так и не смогли отыскать его местонахождение. По словам одного из астраханских силовиков, «прогнозы делаются не самые радужные»: «Дело в том, что в тот же самый день, когда произошло похищение, 22 апреля, уже на территории Республики Дагестан, в разных местах, но в одно и то же время были расстреляны близкий родственник НУРЕДИНОВА ГУСЕЙНОВ и его друг МАГОМЕДОВ. Все они в 2009 году проходили обвиняемыми по одному и тому же уголовному делу, но были оправданы присяжными».

Астраханский силовик особо подчеркнул, что ГУСЕЙНОВ и МАГОМЕДОВ были расстреляны якобы при попытке оказания вооруженного сопротивления сотрудникам правоохранительных органов: «В этой связи и по исчезновению НУРЕДИНОВА сначала была версия о проведении в отношении него спецоперации сотрудниками правоохранительных органов. Однако позднее эта версия не получила подтверждения и была опровергнута следствием».

В пресс-службе СУ СК РФ по Астраханской области отказались от комментариев по «делу НУРЕДИНОВА». Пресс-секретарь Астраханского УФСБ Алексей БАЙГУШКИН сначала не отвечал на звонки на мобильный, а после отправки ему SMS-сообщения о сути вопроса и просьбе о комментарии вовсе отключил телефон.

В неофициальных беседах астраханские силовики рассказывают, что расследование «дела НУРЕДИНОВА» происходит с сильнейшим противодействием со стороны руководства и сотрудников регионального УФСБ: «Никто из подозреваемых чекистов ни разу не явился на допрос в СУ СК в качестве свидетелей, хотя начальнику УФСБ направлялись письма с просьбой обеспечить их явку. Оперуполномоченный ИГНАТЬЕВ внезапно был срочно направлен в служебную командировку на Северный Кавказ. Руководство УФСБ все запросы следствия отклоняет, ссылаясь на режим секретности».

Впрочем, судя по словам астраханских следователей, их «соседи»-чекисты не просто отмалчиваются. Когда в областном СУ СК установили, что агент СМЕЯН скрывается в доме у родителей оперуполномоченного ИГНАТЬЕВА, и направили туда с обыском своего представителя, то тот неожиданно столкнулся с «противодействием с применением насилия». Противодействовали сыщику сразу два офицера УФСБ, причем один из службы собственной безопасности регионального чекистского ведомства (фамилии обоих имеются в распоряжении «НГ»).

Примечательно, что, после того как обыск был завершен, за сотрудником СУ СК неизвестными было организовано постоянное наблюдение на нескольких автомобилях, регистрационные номера которых отсутствуют в базе данных ГИБДД.

Как сообщил «НГ» один из астраханских силовиков, сейчас организовано применение мер госзащиты как к сотрудникам СУ СК, так и находящемуся под стражей СМЕЯНУ, «дающему изобличающие сотрудников УФСБ показания».

«История с похищением НУРЕДИНОВА показывает, что привычные для Северо-Кавказского региона практики начинают применяться и в «русских» регионах, — считает политолог Дмитрий САВЕЛЬЕВ. — Не исключено, что НУРЕДИНОВА похитили по чьему-то заказу из его родной республики, где не стихает война между клановыми сообществами. Но то, что в этой войне начинают, возможно, участвовать сотрудники спецслужб, не может не вызывать тревоги». Эксперт считает, что экспорт «кавказских силовых практик в «большую Россию» приведет к дестабилизации обстановки в пока еще относительно спокойных областях РФ».

Андрей СЕРЕНКО, «Независимая газета».

ОБЩЕСТВО