РОССИЯ ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ЦЕНТРАЛЬНУЮ АЗИЮ

РОССИЯ ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ЦЕНТРАЛЬНУЮ АЗИЮ
94

Россия начала реализовывать наиболее целостную программу по Центральной Азии, за отсутствие которой не раз критиковали Москву. Но теперь Россия выбрала наиболее удачные и точные ходы. Речь о двух основных вопросах, решая которые Москва решает и другие важнейшие задачи в плане стабилизации Центральной Азии.

Во-первых, речь идет о выходе России к бывшим южным рубежам СССР. Без обеспечения безопасности горных границ Таджикистана и Кыргызстана у нас не будет надежной защиты: ни пограничной, ни таможенной, ни антитеррористической, ни антинаркотической, ни любой другой.

Россия заключила беспрецедентные соглашения по военным базам. Если раньше эти соглашения подписывались на среднесрочный период, то теперь на долгосрочный — 49 лет. Получается, что, обеспечивая свою национальную безопасность, Россия одновременно обеспечивает и долгосрочную коллективную безопасность союзников.

Новые соглашения представляют интерес для всех без исключения участников ОДКБ. До недавнего времени такого единого военного пространства не было. И была опасность, что те же военные технологии могут попасть в третьи страны, в том числе с непредсказуемыми режимами. Наличие нынешних соглашений создает основу для того, чтобы эти технологии не ушли «налево» и формирует долгосрочный базис для поддержания безопасности, в том числе коллективной безопасности стран-членов ОДКБ на современном уровне. Это, безусловно, выгодно всем участникам ОДКБ.

Вторая тема — гидроресурсы: кто управляет водой, тот управляет Центральной Азией! Тем более, что вода — это еще одна болевая тема, которая не видна из Москвы. Советский Союз был главным модератором водных ресурсов: вода «менялась» на угольную энергетику. Сейчас я с болью говорю, что те места, где в советское время были поливные арыки — все разрушено. Вот без такого модератора и «водяного перемирия» регион может подойти к конфликту.

Полагаю, что здесь должна быть коллективная политика стран Центральной Азии, прежде всего соседей Узбекистана, которые не на шутку взволнованы, в том числе и заявлением в отношении строительства высотных гидроэлектростанций.

На мой взгляд, ГЭС необходимы для создания новых рабочих мест, регулирования водного стока, введения новых энергетических мощностей, а без энергетики не бывает новой промышленности. Если сотни тысяч кыргызов и таджиков будут заняты на строительстве масштабных ГЭС, миграционная политика в регионе, в том числе и в самой России, станет абсолютно другой.

Это будет хорошая, здоровая политика. В целом же, запустился проект Евразийского экономического союза, работает Таможенный союз, появились масштабные задачи и необходимость создания крупных экономических проектов, возникла целесообразность инновационного прорыва.

Юрий СОЛОЗОБОВ, директор по международным проектам Института национальной стратегии.

ОБЩЕСТВО