Российский Фонд изучения электоральных процессов (ФИЭП) подготовил первый рейтинг безопасности Юга России. Постоянным и приглашенным экспертам фонда было предложено по шкале от 1 (минимальный уровень безопасности) до 10 (максимальный уровень безопасности) оценить ситуацию с безопасностью в субъектах Российской Федерации, входящих в Северокавказский Федеральный округ (СКФО).
При составлении рейтинга учитывалась криминальная статистика, статистика террористических и экстремистских проявлений, активность и эффективность силовых структур, правоохранительных органов, а также оперативная информация, полученная от источников ФИЭП в силовых структурах СКФО.
По мнению экспертов ФИЭП, по состоянию на конец мая-июнь 2013 года Ставропольский край и Республика Ингушетия были наиболее безопасными регионами Северокавказского Федерального округа
Эксперты ФИЭП зафиксировали в мае-июне 2013 года лишь один эпизод террористической активности в Ставропольском крае (убийство 12 июня в Нефтекумском районе директора одного из сельскохозяйственных предприятий, который погиб в результате взрыва своей машины).
Одно резонансное убийство было отмечено в Ингушетии. Скорее всего, оно имеет бытовые причины. 13 июня в столице Ингушетии Магасе во дворе многоквартирного дома по проспекту Зязикова двое неизвестных расстреляли из автоматического оружия жителя республиканской столицы Башира КОСТОЕВА. Пострадавший был госпитализирован в республиканскую клиническую больницу, где умер, не приходя в сознание. В розыск по подозрению в убийстве объявлен двоюродный брат убитого.
Полученные 18 июня двумя российскими военнослужащими ранения на окраине селения Алкун в Сунженском районе Ингушетии, по мнению экспертов ФИЭП, являются результатом активной контртеррористической деятельности властей и силовых структур республики, так как этот инцидент произошел в результате прочесывания лесной местности, в ходе которого военнослужащие и подорвались на мине.
Хотя ситуация в Карачаево-Черкесской Республике (КЧР) и остается относительно стабильной, там, по оценкам экспертов ФИЭП, сохраняются предпосылки для резкого, «взрывного» изменения ситуации. Эти предпосылки связаны, как с неэффективностью силовых ведомств, прежде всего МВД, так и с обострением конфликтов между различными группами влияния (кланами) в республике.
Ситуацию с неэффективностью в МВД КЧР попытался исправить Президент РФ Владимир ПУТИН, который 3 июня отправил в отставку министра внутренних дел республики генерал-майор полиции Жаудата АХМЕТХАНОВА. Однако вряд ли это, безусловно, важное кадровое решение сможет в ближайшее время снять нарастающую социально-политическую напряженность в КЧР.
«Республика замерла в ожидании социального взрыва», — считает один из экспертов ФИЭП, отмечая, в частности, противостояние между республиканскими властями и мэром города Карачаевск.
Трехтысячный митинг в поддержку мэра Солтана СЕМЕНОВА, прошедший на главной площади Карачаевска 1 июня, показывает, что межклановое противостояние в республике начинает сопровождаться массовыми акциями, которые власти республики во главе с Рашидом ТЕМРЕЗОВЫМ могут контролировать лишь в относительной степени.
Ситуация с безопасностью в Республике Северная Осетия-Алания (РСО-А) также, по мнению экспертов ФИЭП, является лишь относительно стабильной. В середине июня 2013 года в РСО-А были зафиксированы несколько эпизодов, дающие основания говорить об обострении конкуренции между влиятельными криминальными кланами.
Обострение конкуренции криминальных кланов в Северной Осетии в июне 2013 года сопровождалось также угрозой террористической активности на территории республики.
Эксперты ФИЭП отмечают ухудшение ситуации с безопасностью в конце мая-июне 2013 года в Чеченской Республике (ЧР). В первую очередь, тревожные тенденции зафиксированы в предгорном Ачхой-Мартановском районе республики.
Эксперты ФИЭП отмечают, что Ачхой-Мартановский район становится наиболее опасным районом Чеченской Республики. Очевидно, что именно здесь следует ожидать проведения контртеррористических мероприятий федеральными и республиканскими силовыми структурами в июле-августе 2013 года.
Анализ ситуации в Кабардино-Балкарской Республике (КБР) в сфере безопасности в конце мая-июне 2013 года дает основания говорить о том, что в этом регионе силовые структуры в крайне недостаточной степени контролируют обстановку, и не в состоянии обеспечить удовлетворительный уровень безопасности. Боевики незаконных вооруженных формирований (НВФ), действующие на территории КБР, рассматривают эту республику, как второй, после Дагестана, фронт войны с российскими властями на юге России.
По словам экспертов ФИЭП, ситуация в Кабардино-Балкарии близка к критической. Она угрожает окончательно выйти из-под контроля силовых структур, которые пока, похоже, не могут выработать эффективную стратегию противодействия экстремистскому подполью (прежде всего «Балкарскому Джаамату»).
Впрочем, в Республике Дагестан (РД), ситуация с безопасностью, по мнению экспертов ФИЭП, уже не контролируется властями. Есть основания говорить, о том, что в Дагестане, фактически, идет открытый вооруженный конфликт между федеральным Центром, поддерживающим республиканские власти во главе с Рамазаном АБДУЛАТИПОВЫМ, и хорошо организованными, достаточно многочисленными террористическими формированиями исламистов, стремящихся к захвату политической власти в этом регионе.
В этом конфликте вооруженными исламистскими группами начали использоваться террористы-смертники, против которых у силовых структур РФ пока нет эффективных стратегий сдерживания.
Особенностью дагестанской ситуации являются регулярные нападения боевиков на сотрудников силовых ведомств. Наряду с атаками на сотрудников силовых ведомств, дагестанские боевики практически ежедневно проводят акции устрашения, убийства и покушения на убийство в отношении гражданских лиц.
Следует отметить, что экстремисты в Дагестане продолжают террор в отношении религиозных деятелей. Так, 23 июня трое неизвестных пытались проникнуть в дом имама селения Кахабросо Унцукульского района Дагестана Магомеда АЛИЕВА.
Сотрудники силовых ведомств Дагестана пытаются взять под контроль ситуацию с безопасностью в республике — в конце мая-июне 2013 года дагестанские силовики провели несколько успешных спецопераций.
Однако, несмотря на эти отдельные успехи силовых ведомств Дагестана, в развитии ситуации в сфере безопасности республики в начале лета 2013 года преобладал негативный тренд.
По оценкам экспертов ФИЭП, в июле-августе 2013 года следует ожидать сохранения неудовлетворительного уровня безопасности в Республике Дагестан, а также новых попыток дестабилизации социально-политической ситуации в этой республике.
Причем, наряду с боевиками исламистских военизированных формирований, в эскалации напряженности будут также заинтересованы лидеры политических и криминальных кланов, недовольные деятельностью нового главы Дагестана Рамазана АБДУЛАТИПОВА.
Источник: Фонд изучения электоральных процессов.