В рамках чрезвычайного саммита в Брюсселе, 27 июня Грузия намерена подписать парафированное ранее соглашение об ассоциации с Европейским союзом. Переговоры о получении этого статуса велись с 2010 года, однако по-прежнему так и неясно, что позитивного он принесет жителям Грузии. Правящая коалиция «Грузинская мечта», словно оправдывая свое название, не перестает обещать «молочные реки и кисельные берега». При этом, многие эксперты к радужным перспективам относятся осторожно или вовсе скептически. Как, например, член правления Института Евразии Ираклий КИПИАНИ:
— Вряд ли соглашение об ассоциации с Евросоюзом повлечет за собой облегчение для граждан Грузии, главным образом страдающих от безработицы и социальных неурядиц. Соглашение никак не сможет повлиять на инвестиционный климат в стране и на усиление производства.
В проекте соглашения, который наконец-то перевели на грузинский язык, нет никакой конкретики о развитии торгово-экономических связей, практически ничего нового — одни лишь заверения о приверженности принципам свободной торговли в соответствии с постулатами ВТО.
Более того, грузинское законодательство оказывается в скованном положении — Грузия обязуется «сблизить» свое законодательство к законодательству Евросоюза и отказывается от внесения изменений в свое горизонтальное и секторальное законодательство без учета европейского законодательства.
То есть, Грузия ограничивает свой экономический суверенитет ради того, чтобы его законодательство называлось соответствующим законодательству Евросоюза.
В приложении №2 к соглашению дается перечень продуктов, подлежащих к беспошлинному ввозу — главным образом это та продукция, которая не производится в Грузии в больших количествах (например, мясо-молочные продукты и т.д.) и не могут экспортироваться в Евросоюз из-за их ничтожного количества. Зато европейские производители смогут усилить свой экспорт в Грузию.
Другие приложения содержат длинный перечень европейских производителей и марок продуктов, которые будут защищены в Грузии официально.
Непонятно, что же получает взамен грузинская сторона. Наверное, это обещания вовлечь Грузию в программы Евросоюза с соответствующим финансированием, т. е. увеличится количество грантов и финансовой помощи для грузинской бюрократии. Народ как был, так и останется безработным и не имеющим перспективы.
Интересны положения, касающиеся энергетической сферы. Налицо вовлечение Грузии в стратегическую энергетическую орбиту Евросоюза. Грузия может быть использована в будущем как транзитная страна между богатым энергоносителями Каспийским регионом и Европой. Конечно, выгоду из этого главным образом должен будет извлечь опять же Запад, а не грузинский народ.
В целом можно констатировать, что соглашение об ассоциации призвано еще крепче «привязать» Грузию к Западу и в частности, к Европейскому союзу, держать ее под стратегическим контролем и не допустить усиления России и будущего Евразийского союза в Кавказском регионе.
Ассоциация с Евросоюзом не способнa решить насущные проблемы Грузии даже в отдаленной перспективе. Можно было бы ожидать визовых послаблений для грузинских граждан с целью смягчения проблемы безработицы, однако таких перспектив евроассоциация тоже не предусматривает. В итоге выигрывают лишь чиновничество и так называемая «политическая элита».