Один из итогов уходящего 2014 года — это практически полная потеря интереса российского телевидения к внутрироссийской повседневной жизни.
Речь идет отнюдь не о традиционных носителях виртуальной повестки дня, вроде каналов ТНТ, ТВ-3 или СТС, которых с реальными обитателями нашего Отечества связывает лишь русский язык.
Пренебрежение к сугубо российской повседневности на протяжении едва ли не целого года демонстрировали государственные и национальные телеканалы, транслирующие официальную точку зрения Кремля. И какими бы благими политическими или пропагандистскими интересами это пренебрежение в итоге не объяснялось, факт налицо — жители России не имеют сегодня национального телевидения.
Исчезновение российского (по содержанию новостной повестки дня — а это стержень любого национального государственного телеканала) телевидения было связано с событиями в Украине и, в частности, на Донбассе. Политический кризис и локальная гражданская война в соседней братской стране, конечно, не могли оставить равнодушными россиян.
Однако, судя по режиму работы российских телеканалов в течение последних 10 месяцев, чувство меры в таком неравнодушии было игнорировано очень много раз. В итоге, государственный телеканал «Россия 24» уже может завершить свой ребрэндинг переименованием в канал «Украина 24», а «Россия 1» вправе называться, например, «Донбасс 2».
Очевидно, что качественное и регулярное информирование российских телезрителей о событиях внутри России сегодня не является главной целью российского телевидения. Основной вещания любого национального телеканала являются новости и общественно-политические программы.
В 2014 году эти новости и программы на основных телеканалах РФ были посвящены событиям не в российских регионах, а в близком русскому сердцу, но все же иностранном государстве. Трудно считать по-настоящему российским гостелеканалы, на которых во всех новостных выпусках два, а то и три первых сюжета посвящены исключительно украинским новостям.
Если же учитывать еще и содержание бесконечных политических дебатов и ток-шоу, то уже трудно избавиться от ощущения, что граждане России каким-то образом переместились в Украину, и никак не могут оттуда уехать домой.
Единое российское по содержанию телевизионное пространство в нашей стране сегодня утрачено. И это вряд ли можно считать нормальным. Возвращение российского телевидения домой должно стать одной из главных задач федеральной власти в 2015 году.
И не только потому, что маниакальное и безостановочное «освещение» на гостелеканалах политических процессов в чужом государстве в ущерб внутрироссийской повестке дня можно считать нецелевым расходованием бюджетных средств (а здесь уже вопросы вкуса и творчества смещаются все больше в зону профессиональных интересов Следственного комитета).
Единое телевизионное пространство является важнейшим политическим инструментом, обеспечивающим, в том числе, и сохранение целостности российского государства, в том числе, за счет регулярного и профессионального информирования граждан о реальностях повседневной жизни в российских регионах.
Однако, как раз этого на ростелевидении уже давно нет, новости из регионов РФ на наших телеканалах можно увидеть лишь в том случае, если где-то что-то взорвалось или сгорело. Если это и есть государственная телевизионная политика, то весьма сомнительная. Особенно в свете ухудшения социально-экономической ситуации в нашей стране, марширующих вверх ценах и роста социальной тревожности в регионах РФ. Тяготы и лишения несчастных украинцев, о которых нам почти год рассказывают отечественные гостелеканалы, теперь отходят на второй план. На первый план выходят тяготы и лишения несчастных россиян.
Очевидно, что сегодня необходима национализация новостной повестки российского государственного телевидения. И защита права российских граждан на регулярное и максимально полное получение информации о повседневной жизни регионов своей страны.
В связи с этим имеет смысл законодательно закрепить в уставах государственных телеканалов России, и телеканалов, получающих помощь из госбюджета, непременное условие – не менее 70% эфирного времени, отведенного на новостные и общественно-политические программы, должно быть использовано на освещение событий внутри России и в российских регионах.
Оставшихся 30% новостного вещания будет вполне достаточно, чтобы все желающие россияне смогли узнать о том, как тяжело живется тем, у кого телевизоры не принимают сигналы российского телевидения.