КТО ВОЗГЛАВИТ «ИМАРАТ КАВКАЗ»

КТО ВОЗГЛАВИТ «ИМАРАТ КАВКАЗ»
565

ШОТА АПХАИДЗЕ_135На сегодняшний день на Северном Кавказе, и не только там, одной из самых актуальных тем обсуждения является выбор нового эмира террористической организации «Имарат Кавказ» вместе убитого 19 апреля 2015 года в городе Буйнакске (Дагестан), в ходе спецоперации силовых структур России, его прежнего главаря (эмира) Алиасхаба КЕБЕКОВА. Выбор нового эмира вызовет определенные политические сдвиги не только в исламской общине на Кавказе, но и в христианской.

Бесспорно, что изменится стратегия, механизмы и формы. В процессы будут участвовать гигантские игроки, арабские страны Ближнего Востока, Турция, конечно, Россия и как ни удивительно, Иран тоже. Выборы нового эмира будут обязательно координироваться западными спецслужбами, конкретно — американскими и британскими, с их прямым или косвенным участием. 

Известно о как минимум трех потенциальных кандидатах на место эмира Северокавказского эмирата («Имарата Кавказ»):

— Выходец из Дагестана, этнический аварец, кадий, Мухаммед СУЛЕЙМАНОВ, известный как « Абу Усман Гимринский».

— Этнический чеченец Аслан БЮТУКАЕВ, известный как «эмир Хамзат» или «Абубакар».

— Также этнический чеченец Рустам АЖИЕВ, молодой командир воюющих в Сирии чеченцев, известный как «Абдул Хаким Аль-Шишани».

Предлагаем биографические сведения о каждом из них, анализ социальной и политической активности и сравнение их шансов занять место эмира российского Северного Кавказа.

Мухаммед Алиевич СУЛЕЙМАНОВ, он же «Абу Усман Гимринский» — кадий вилайета Дагестан, пользуется достаточно большим авторитетом в Северокавказском эмирате, а также у представителей салафитских кругов не только Кавказа, но и всего мира.

Родился 29 февраля 1976 года, в селе Гимры, в Дагестанской АССР. Здесь же окончил среднюю школу, после чего продолжил обучение в селе Учкент у самого известного в то время шейха Мухаммеда Аль-Хуштада. Он хорошо изучил известные книги по шариату и арабскому языку. Имеет несколько высших образований с духовным уклоном.

После распада Советского Союза он, как и многие другие молодые люди, поехал на учебу за рубеж. С 1992 года учился в Сирии, в шариатском университете Фатх Аль-Ислам, который успешно окончил в 1998 году и вернулся в Дагестан, где начал активную религиозную деятельность. Собрал вокруг себя группу местной молодежи, члены которой впоследствии создали «Гимринский джамаат» и избрали Мухаммеда эмиром.

После этого он вновь вернулся в Дамаск и продолжил углубление знаний в университете Аль-фатх. Именно в это время гимринские студенты, количество которых в то время в Сирии достигало 46, избрали его своим представителем.

В 2005 году, после основательного изучения ислама, он вернулся в Дагестан и начал проповедовать в мечети своего родного села Гимры. В тот же период он активно включился в исламский джихад против Российской Федерации. Вскоре приобрел достаточный авторитет и стал одним из лидеров ваххабитского движения на Северном Кавказе.

В октябре 2005 года группа моджахедов под его командованием напала на отряд ОМОН федеральных сил, которые держали в осаде Гимринский тоннель, где в то время находились моджахеды. Бой закончился победой моджахедов. Эта конкретная боевая операция позитивно отразилась на его биографии и в 2006 году моджахеды вилайета Дагестан вновь избрали его эмиром.

В 2008 году произошло его амнистирование федеральными властями, с целью примирения, после чего он вернулся к гражданской жизни и стал исполнять обязанности шариатского судьи. В это время начался рост его авторитета. Он неоднократно выносил объективные судебные решения, которые опирались на законы шариата и часто вступал в противостояние с влиятельными в Дагестане лицами.

Один из ярких примеров этого — вынесенный им приговор в отношении Ибрагима Гаджи ДАДАЕВА, который несправедливо притеснял народ. Мухаммед присудил ему выплату компенсаций пострадавшим. Здесь же нужно отметить, что кадий не оправдывал рэкет и бандитизм, к которым часто прибегают радикальные исламистские боевики на Северном Кавказе. Именно этот факт определил его негативное отношение к ДАДАЕВУ.

Мирная гражданская жизнь СУЛЕЙМАНОВА долго не продолжалась. В 2009 году, после убийства известного салафитского ученого Муртазали МАГОМЕДОВА он вернулся в лес. По мнению некоторых экспертов, его возвращение в лес было обусловлено кулуарным нажимом тогдашнего лидера дагестанских ваххабитов Магомедом ВАГАБОВЫМ.

Возвращение СУЛЕЙМАНОВА в 2008 году к мирной жизни многие моджахеды и часть салафитской общественности встретили негативно, делались жесткие заявления в его адрес. Некоторые называли его предателем. Так что, не исключено, что подобная реакция общества вынудила его еще раз изменить свое решение.

С 2009 года СУЛЕЙМАНОВ осуществил не один диверсионно-террористический акт на территории России, в частности, в Чеченской Республике.

По данным Следственного комитета РФ, СУЛЕЙМАНОВ вынес смертный приговор известному духовному лицу Дагестана, шейху Саид-Эфенди ЧИРКЕЙСКОМУ. 28 августа 2012 года Саид-Эфенди был убит в собственном доме, в результате взрыва, который осуществила террористка-смертница Аминат КУРБАНОВА. Такими действиями СУЛЕЙМАНОВ доказал, что не уступает своим конкурентам в ведении джихада и может пролить больше крови, чем пролили бы Гаджи ДАДАЕВ или Магомед ВАГАБОВ.

На сегодняшний день Мухаммед СУЛЕЙМАНОВ находится в федеральном розыске. Учреждена солидная премия в размере 1 млн рублей за его задержание или ликвидацию.

В качестве кандидата на место эмира Севекрокавказского эмирата («Имарата Кавказ») СУЛЕЙМАНОВ обладает большими ресурсами, является достаточно активной личностью, у которого есть организаторские таланты и интеллектуальные способности. У него также есть боевой опыт, чтобы определять формы ведения джихада.

Кроме диверсионно-террористических актов, как было отмечено выше, с его именем связана широкомасштабная общественная деятельность — он основал шариатский суд в Гимры и является единственным шариатским судьей в вилайете Дагестана. Есть все основания полагать, что у СУЛЕЙМАНОВА будет поддержка не только моджахедов, но и салафитских духовных деятелей.

Однако его связи с западными спецслужбами и другим их проектом — «Исламским государством Ирака и Леванта» (ISIS) не столь тесны, как у других претендентов. И это можно считать минусом в борьбе за лидерство в «Имарате Кавказ».

Аслан Авгазарович БЮТУКАЕВ, он же «эмир Хамзат» и «Абубакар» — эмир Чечни, обладает довольно большим боевым опытом. Родился 22 октября 1974 года в селе Ачхой-Мартан Чечено-Ингушской АССР. Имеет среднее образование. Начиная с первой чеченской войны, участвовал в различных террористических формирования и его боевая история довольно богата. Однако до 2010 года мало кто знал о нем. Летом 2010 года, после конфликта между Доку УМАРОВЫМ и полевыми командирами Тарханом ГАЗИЕВЫМ, Асланбеком ВАДАЛОВЫМ и Хусейном ГАККАЕВЫМ, произошел фактический распад Северокавказского эмирата.

Заслугой БЮТУКАЕВА считается то, что благодаря ему УМАРОВ сохранил свою власть и влияние. Именно поэтому УМАРОВ назначил БЮТУКАЕВА командиром юго-западного сектора и дал ему батальон шахидов «Риядус-салихийн».

К осени 2010 года БЮТУКАЕВ был уже достаточно известным и популярным командиром в террористических кругах. В 2011 году вместе с УМАРОВЫМ он руководил терактом в московском аэропорту «Домодедово». Тогда же федеральными силами была проведена спецоперация в районе Ачхой-Мартана, в ходе которой были задержаны члены подконтрольного ему бандформирования. Из их показаний выяснилось, что БЮТУКАЕВ лично занимался подготовкой террористки-смертницы Марины ЕВЛОЕВОЙ, совершившей годом ранее теракт в Ингушетии.

В марте 2011 года распространилась информация, будто «эмир Хамзат» уничтожен вместе с другими полевыми командирами во время спецоперации в Ингушетии. Однако позже эта информация не подтвердилась.

БЮТУКАЕВ принимал участие в организации и осуществлении еще нескольких диверсионно-террористических актов, из них самым шумным было нападение 3 декабря 2014 года на сотрудников правоохранительных органов в центре Грозного. Во время этой операции, группировка БЮТУКАЕВА убила и ранила нескольких сотрудников полиции. После этого они заняли местный Дом печати. В течение ночи, несмотря на ожесточенное сопротивление, боевики были уничтожены. «Эмир Хамзат» и другие члены его группировки взяли ответственность за этот террористический акт, а причиной назвали притеснения мусульманок и нарушение прав мусульман.

После смерти УМАРОВА именно БЮТУКАЕВ стал единоличным правителем вилайета Чечни и на этой должности занимается организацией как боевых операций, так и руководит батальоном смертников «Риядус-салихийн».

«Эмир Хамзат» имеет обширные связи с живущими в США и Евросоюзе представителями бывшей политической и военной элиты Ичкерии. Несмотря на то, что в свое время правительство Ичкерии в изгнании было недовольно изменением названия региона на «Имарат Кавказ» и многие не признали легитимность УМАРОВА, с большей долей вероятности они поддержат избрание БЮТУКАЕВА. Он имеет поддержку как салафитской общины, также части ичкерийстов, что говорит об его преимуществе по сравнению с другими кандидатами.

Рустам АЖИЕВ, он же «Абдул Хаким Аль-Шишани» — мастер спорта по вольной борьбе, неоднократно побеждавший в соревнованиях на Юге России, вот уже более двух лет воюет в Сирии, занимая пост эмира Латакии и руководит фракцией «Анджад аль-Кавказ».

Его джамаат в основном состоит из выходцев с Северного Кавказа. «Абдул Хаким Аль-Шишани» имеет более 10 лет боевого опыта. С 2000 до 2009 года входил в состав группировки полевого командира Рустама БАСАЕВА. В 2009 году АЖИЕВ был тяжело ранен, потерял три пальца руки и повредил глаз, поэтому был госпитализирован в Турции. После лечения не смог вернуться в Российскую Федерацию, несмотря на это, никогда не прерывал идеологической связи с Северокавказским эмиратом и всегда сохранял отношения с его руководством.

По некоторым данным, еще во время боевых действий на Северном Кавказе, АЖИЕВ, вместе с известным полевым командиром Хаттабом воевал на территории Чечни. И причастен к гибели большого числа военнослужащих федеральных сил.

Эксперты считают, что именно этот фактор обусловил развитие его контактов среди арабских боевиков в Сирии. Следует отметить, что фракция «Аджнад аль-Кавказа», чьим руководителем является АЖИЕВ, воюет вместе с «Джабхат аль-Нусрой» и не является непосредственно составной частью ISIS.

В начале апреля 2015 года его джамаат осуществил мощный штурм города Аль-Мастума в провинции Идлиб, где он остается и по настоящее время. Помимо поддержки лидеров Северокавказских группировок, АЖИЕВ будет иметь поддержку той части молодежи, что ушла воевать на Ближний Восток.

Что касается позиции западных спецслужб в данном вопросе, то здесь важны два фактора. С одной стороны, контролируемая ими ISIS и другие террористические формирования на Ближнем Востоке пока не достигли главных поставленных целей, в связи с чем, они вряд ли пойдут на переброску на Северный Кавказ таких успешных полевых командиров, как «Абдул Хаким Аль-Шишани». Да и согласится ли он сам на это?

С другой стороны, четко прослеживается стремление вновь превратить Северный Кавказ в «горячую точку» и открытие «второго фронта» против Кремля (первый — восток Украины). В представлении оппонентов Кремля это позволит ослабить военный и финансовый потенциал России, а также создать очаги дестабилизации уже не по периметру ее границ, а внутри страны.

Исходя из вышеперечисленных факторов, наиболее приемлемой для всех фигурой все же видится Аслан БЮТУКАЕВ, он же «эмир Хамзат», поскольку у него есть и боевой опыт, и обширные связи, и, наконец, он физически находится на Северном Кавказе, что является важнейшим компонентом для создания реальности.

Шота АПХАИДЗЕ, магистр Международных отношений, менеджер проектов Института Евразии (Грузия) — специально для POLITRUS.com.

ОБЩЕСТВО