После того, как ряды «Единого национального движения» (ЕНД) покинули сразу четыре депутата Парламента Грузии логически возник вопрос: что может стоять за этим фактом и каких последствий ожидать?
Уход Зураба ДЖАПАРИДЗЕ, Павле КУБЛАШВИЛИ, Гоги ХАЧИДЗЕ и Георгия МЕЛАДЗЕ очень тяжело восприняла часть сторонников «националов». А сами оппозиционеры считают, что их теперь уже бывшие соратники поступили несерьезно и своим инфантильным решением подыграли власти.
«Форма и время выхода из ЕНД у многих людей вызвали негодование. Форма и время были выбраны не мной и не моими друзьями. Мы собирались сообщить о нашем решении тем людям внутри партии, с кем нас связывали деловые отношения.
Лично у меня были консультации с одним из лидеров партии, который просил, чтобы мы в течение определенного периода вообще не разглашали наше решение. Мы это условие выполнили. Но информация просочилась и процесс был ускорен независимо от нас. Очень сожалеем, что мы не успели сообщить наше решение тем людям, отношения с которыми нам дороги.
Мы понимаем, что население сегодня волнуют экономические проблемы, поэтому наша цель — создать в стране новый, открытый политический центр, привлечь и подключить к участию в политическом процессе профессионалов. Мы верим, что радикальный рост свободы человека — требование значительной части нашего общества, и именно этим путем можно достичь быстрого обогащения общества.
К парламентским выборам 2016 года мы предложим обществу гораздо более смелый, чем у всех наших конкурентов, но непопулистский план экономического развития. Только таким путем нам представляется возможным завершение неформального правления и возвращение страны на путь демократического развития», — отметил в своем заявлении для прессы Зураб ДЖАПАРИДЗЕ.
В свою очередь политолог Заал АНДЖАПАРИДЗЕ не исключает, что выход части депутатов может быть предварительно согласованной попыткой представителей «Единого национального движения» войти в будущий парламент в виде нескольких политических сил и сформировать в нем новую прозападную коалицию.
Однако другие эксперты с этим мнением не согласны. На уровне версий они говорят и о том, что уход из партии четырех депутатов мог быть признаком реального раскола внутри ЕНД и связан он со спорной темой определения будущей роли в партии Михаила СААКАШВИЛИ.
По мнению политолога Сосо ЦИСКАРИШВИЛИ, состав, который покинул партию, не ассоциируется с «Единым национальным движением» как садистской политической силой. Как заявил он в беседе с РolitRUS, эта четверка, вероятно, сочла, что настало время пересмотреть свои деяния и задуматься о будущем.
«По сравнению с теми людьми, которые громили Грузию в течение 9 лет, этот квартет можно отнести к числу «национальных ангелов». Имеет место замешательство, и это естественно. Известный факт, что в «Едином национальном движении» существует внутреннее противостояние», — заявил Сосо ЦИСКАРИШВИЛИ.
По его словам, когда порабощенный Римом Карфаген благодаря реформам встал на ноги, ситуация опять изменилась в его пользу и он наводил ужас на Рим. После этого римский политик Катон, пока был жив, свои речи перед сенатом всегда заканчивал таким призывом: «Карфаген должен быть разрушен!».
Бывший Президент Грузии Михаил СААКАШВИЛИ, как считает собеседник PolitRUS, в лучшем случае, запоздал с разрушением «национальной машины смерти», не говоря уже о том, что рулем этой машины управлял он сам.
Политолог Рамаз САКВАРЕЛИДЗЕ исключает, что протекающие в «Едином национальном движении» процессы могут быть частью новой политической игры. Он полагает: если бы националы были способны на такие игры, то дело у них шло бы так, как того требовала реальность. Ему удивительно то, что процесс разрушения не начался в партии ранее.
«Два потока «националов» — преступный и чисто политический — до сих пор были перемешаны между собой, и их дифференциации я ожидал давно», — заявил политолог.
Он обращает внимание на последние ошибки «Единого национального движения» и заявляет, что начать акции протеста они решили тогда, когда доверие 90% населения ими было утеряно.
«Наверное, это связано с внутренним противостоянием, будь то с Гигой БОКЕРИЯ или Михаилом СААКАШВИЛИ. Это противостояние и сыграло решающую роль. Агрессивный стиль, из-за которого население повернулось к ним спиной, националы сохранили и остались такими, какими были в эпоху своего величия. Акции протеста они начали тогда, когда доверие 90% населения ими было утеряно», — заявил Рамаз САКВАРЕЛИДЗЕ
Выход из «Единого национального движения» четырех депутатов конфигурации в парламенте не меняет, кроме того, что ряды меньшинства сократятся на четырех членов. В то же время своей фракции вышедшие из рядов «националов» депутаты пока создать не смогут, так как для ее создания необходимо как минимум шесть депутатов.
Однако, по неуточненной информации, сокращение рядов «националов» на выходе «квартета» не закончится — ожидается покидание их рядов еще минимум 2-3 парламентариев. Следовательно, создание новой депутатской фракции из числа экс-членов ЕНД может быть вполне осуществимым.
Тамар ХИДАШЕЛИ, специально для POLITRUS.com.