Министерству культуры Таджикистана, реагируя на протесты граждан в отношении закрытия в Душанбе Русского драматического театра им. В.В. МАЯКОВСКОГО и сноса его здания, представляющего культурную и историческую ценность, дало официальный ответ: «В столице идет тенденция строительства современных зданий, и старые здания не вписываются в новую архитектуру».
Мне искренне жаль себя, потому что мой любимый театр моего любимого города уничтожают. Мне искренне жаль себя, потому что фактически лишают и любимой работы, и любимого дома моих близких друзей — актеров этого театра.
Они находятся в депрессии. Им плохо. Мы сделали больно настоящим профессионалам, работающим не покладая рук за мизерную зарплату для нашей страны. Если они могли бы плюнуть и уехать, я поняла бы их. И поддержала бы. Потому что государство плюнуло им в лицо.
Мне искренне жаль себя, потому что я не знаю, как реагировать в этой ситуации. И потому что не знаю, как можно жить дальше в такой стране, где твой голос не имеет никакого значения.
Мне искренне жаль себя, потому что я не желаю жить ни в какой другой стране, кроме своей Родины, потому что здесь находится мой дом. Здесь живут мои близкие. Потому что с каждой улицей связаны воспоминания о чем-то важном.
Но моей Родиной управляют люди, разрушающие культуру моих предков, наследие моих отцов и прадедов, возводивших твердые фундаменты во имя меня, во имя нас, их потомков.
Какое право имеет кто-то, сидя в своем кабинете, разрушать переданное мне моими предками наследие? Как мне жить в стране, в которой я не принимаю решение, мои друзья — деятели культуры, науки, не принимают решение, но решение принимают люди в галстуках с неизвестно каким образованием, с незнанием истории своего народа — объективной, не надуманной, а настоящей истории?
В моей стране каждый чиновник считает, что он имеет святую неприкосновенность перед нижестоящими, кем не являются граждане — то есть реальные плательщики его заработной платы, делегировавшие его «галстуку» право принимать решения.
В моей стране галстук чиновника перекрывает все возможные извилины его совести. В моей стране государственные учреждения коррумпированы и устроены по принципу родства. В моей стране все это знают, даже собаки.
В моей стране деревенские дети не имеют в школах книг, а в городских школах учителя покрывают учеников матом и требуют от них денег за хорошую оценку, а студенты боятся поспорить, потому что иначе «не сдадут» сессии.
В моей стране высшие образовательные учреждения зациклены на внешней форме учащихся, а не на знаниях. В моей стране милиционер берет «садака» (взятка — Прим.) с таксиста при пассажирах, не стесняясь офицерской формы.
В моей стране растут как на дрожжах частные дачи и строятся дыни-чайханы за миллионы долларов, а зарплаты простых людей, в том числе и на высоко интеллектуальных должностях, составляют 500-700 сомони (менее 100 долларов — Прим.) в месяц.
В моей стране актрисы подрабатывают, честные преподаватели подрабатывают, честные доктора подрабатывают, честные милиционеры увольняются, честные чиновники увольняются, честные женщины бросаются в реки от безысходности, потому что не выбирают жизнь проститутки…
В моей стране боятся исламского радикализма, уничтожая при этом театры, музеи, возводя вместо них безвкусные, страшные, бесцельные здания, в которых ничего не разрешается организовывать без определенной платы.
В моей стране молодым людям некуда идти, их единственным оплотом является мечеть или мадраса, потому что там им дают духовную поддержку.
В моей стране нет культурных центров. Назовите хоть один культурный центр, куда в моей стране ходит молодежь?! В моей стране на письмо о просьбе предоставить помещение под культурный центр, мэрия города отвечает «у нас нет свободного помещения». В моей стране нет помещений для культурного центра!
Мне искренне жаль себя, потому что я не желаю жить в другой стране. Но жить в своей становится невыносимо.
Аниса САБИРИ, TajInfo.