Намеки Москвы и Токио на возможное компромиссное решение проблемы Курильских островов в будущем могут быть специально адресованы японской общественности, считает руководитель центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений Михаил НЕЙЖМАКОВ:
— Собственно, так можно трактовать и тезисы речи японского премьера Синдзо АБЭ, произнесенной 28 сентября 2016 года перед японским парламентом. Там активизация сотрудничества с Россией объясняется необходимостью создать условия для возвращения Японии островов, на которые последняя претендует.
Между тем, контакты Москвы и Токио в экономической сфере явно становятся интенсивнее. Недаром в японском правительстве сравнительно недавно появился новый пост Министра по экономическим взаимоотношениям с Россией, а депутаты японского парламента снова вспомнили про проект строительства газопровода от Сахалина до Токийского залива.
Сторонники идеи обменять острова на экономические преференции в России, конечно, есть. И, возможно, даже большим искушением для части российских элит тут могут быть не японские инвестиции для Дальнего Востока, а как раз большие проекты по энергетическому сотрудничеству с Токио (недаром в Японии опять заговорили про газопровод).
Но на деле отказ от островов, на которые претендует Япония, не дал бы России ничего существенного. Скажем, Израиль, передав Египту Синай в рамках Кэмп-Дэвидских соглашений, надеялся устранить повод для новых военных конфликтов с Каиром. Но угрозы возобновления войны с Японией из-за курильской проблемы у России нет.
При этом в Токио слишком сильно ориентированы на Вашингтон, и территориальные уступки со стороны России этого никак не изменят. Как любят говорить в рекламе, если нет разницы, зачем платить больше?