КАЗАХСТАН ВСТУПАЕТ В ПЕРИОД «ЕВРАЗИЙСКОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ» XXI ВЕКА

КАЗАХСТАН ВСТУПАЕТ В ПЕРИОД «ЕВРАЗИЙСКОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ» XXI ВЕКА
147

В своем обращении к народу глава Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ заявил о кардинальном изменении конституционного устройства республики, поставив вопрос о корректировке более чем 30 статей ее Основного закона.

Практика показывает, что такие тектонические политико-правовые сдвиги бывают жизнеспособны и устойчивы, если базируются не на умозрительных идеологемах или юридических конструктах, а на реальном социально-политическом опыте. Представляется, что сегодня в Казахстане мы наблюдаем именно такой случай.

ТОКАЕВ прямо связал заявленные им реформы с выходом Казахстана из того социально-политического кризиса, который он недавно пережил, подчеркнув, что у страны есть все необходимые ресурсы для его окончательного преодоления.

Принципиально важен и другой посыл главы республики: мы никому не нужны в современном мире, кроме нас самих. Это заявление указывает, прежде всего, на инициативу политического руководства Казахстана в деле осуществления назревших перемен.

Это заявление также является обращением к жителям республики с призывом проявить гражданскую ответственность за судьбы страны. Это призыв к конструктивному гражданскому участию в провозглашенном курсе на социальные инновации.

Вывод о том, что речь идет именно о масштабной социальной модернизации Казахстана, вытекает из комплексного характера изменений, предлагаемых Касым-Жомартом ТОКАЕВЫМ.

Дело не ограничивается ограничением полномочий президента, расширением функций парламента, департизацией главы государства и руководства ЦИК. Тезисы обращения ТОКАЕВА и необходимости устранить монополию в политике, преодолеть непотизм, ввести общественный контроль за выборами предполагают глубокую перестройку всей политической системы и механизма управления обществом.

Тот факт, что Конституционный совет, ориентированный прежде на толкование Конституции трансформируется в Конституционный суд, ориентированный, прежде всего, на арбитраж политико-правовых, а не только исключительно юридических конфликтов, говорит о курсе на стимулирование демократической политической конкуренции в обществе.

Иными словами, Казахстан вступает в период «евразийской перестройки» XXI века.

Масштабность инициируемых перемен порождает не только прямые аналогии с горбачевской перестройкой и ее исторической судьбой, но и ставит ряд непростых вопросов.

А сможет ли казахское общество справиться с «девятым валом» демократизации? В состоянии ли элиты республики, политические силы и их лидеры направить гражданскую активность в созидательное русло?

Есть и ряд других, сугубо административно-политических и политико-правовых проблем. Как будет проходить процесс внесения изменений в Конституцию? Сама Конституция не является документом прямого действия. Не затянется ли процесс принятия необходимых для ее реализации законов и каково будет их содержание? Не выхолостят ли они конструктивный демократический дух инноваций?

Наконец, главная проблема связана с практикой применения нового законодательства. Для этого нужен соответствующий по духу и компетентности аппарат. Кто и как будет его формировать?

Тем не менее, обращение Касым-Жомарта ТОКАЕВА дает серьезные поводы для оптимизма. Оно не только знаменует новый этап постсоветской истории Казахстана, но и является вызовом для всех политических руководителей постсоветского пространства и стоящих у власти политических элит.

Есть о чем задуматься и российскому политическому классу.

Так или иначе, мы видим, что ускорение политических процессов на пространстве СНГ порождает разные стратегии, отвечающие на вызовы времени. А это говорит о том, что у постсоветских обществ есть позитивные перспективы.

Александр СТРИЗОЕ, доктор философских наук, профессор кафедры социологии и политологии Волгоградского государственного университета (ВолГУ), эксперт Российского общества политологов (РОП).

Источник: Аналитический центр Российского общества политологов (РОП).

Фото: Кирилл БРАГА.

АКТУАЛЬНО