ДРУГАЯ «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

ДРУГАЯ «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
76

kryist1Институт современного развития/ИНСОР презентовал свой очередной доклад — «Обретение будущего. Стратегия-2012. Конспект». Большой круг экспертов предложил президенту-2012 своеобразную «дорожную карту», которая, на взгляд авторов доклада, сделает реальной перспективу модернизации России. В основе этого плана — рекомендация будущему президенту, кем бы он ни был, заключить с обществом новый социальный контракт. Главное условие которого — максимальное невмешательство власти в дела народа и свободное вмешательство народа в дела власти. О сути предложений ИНСОРа «Русский журнал» побеседовал с политологом и элитологом Ольгой КРЫШТАНОВСКОЙ. В частности, мы поинтересовались о том, как предложения ИНСОРа оцениваются внутри партии «Единая Россия».

— Ольга Викторовна, как бы Вы оценили этот доклад в целом? Ведь он предлагается в качестве предвыборной программы президента МЕДВЕДЕВА.

— Душой я с ними. И не только я — в «Единой России» есть группа людей, которая называет себя «Другие», они полностью за партию прогресса. Там много молодых членов партии. То есть, в «Единой России» есть ядро, есть группа, которая поддержит и присоединится к озвученным в докладе предложениям. Кроме того, у них есть свои дополнительные разработки в этом же духе.

— Вы бы согласились с утверждением, что государство в его нынешнем виде — главное препятствие модернизации России?

— Я думаю, что нельзя говорить о государстве в целом, но отдельные его звенья, отдельные принципы работы — да. Собственно, в докладе ИНСОРа предлагаются очень правильные вещи. Мне кажется, что главное — это прозрачность, открытость и меритократический принцип отбора людей во власть. Под прозрачностью я имею в виду то, что ЮРГЕНС называет в своем докладе деполитизацией и деэкономизацией. Бюрократия — это управленческий класс, но не высшая каста, как это выглядит сегодня. Поэтому первое, что надо провести, это монетизация льгот госслужащих, надо обнародовать реальные их доходы, они будут очень велики. Население очень часто принимает богатство чиновников за коррупцию, хотя иногда это и не так, просто таковы их латентные зарплаты. Это первое, с чего надо начать. А потом уже вычищать остальное.

— Необходимо ли сокращение полномочий органов власти?

— В каких-то отдельных вещах, может быть, и да. Мне, например, кажется, что неплохо было бы усилить позицию премьер-министра, так, как это обстоит в Германии, в Великобритании, в Италии, то есть премьер-министром становится лидер победившей партии. Тем самым, он перестает быть чиновником и становится легитимной фигурой, его полномочия подтверждаются на выборах в Государственную Думу и его уже нельзя уволить росчерком пера президента. Мне кажется важным, чтобы премьер-министр руководил еще и силовыми ведомствами, как это и было до 93-го года. Потому что сейчас существует как бы два правительства. То есть, необходимо некоторое урезание полномочий президента, это будет способствовать большему разделению властей. Кроме того, акцент должен быть сделан на судебную систему. Здесь я полностью согласна с ЮРГЕНСОМ.

— Как Вам кажется, может ли мелкий и средний бизнес стать основной движущей силой развития общества, о чем упоминается в докладе?

— Я думаю, что это одна из самых активных и мощных сил, одна, но не единственная. Не нужно забывать еще и о том, что у нас интеллектуалы сегодня оттеснены на какие-то задворки политической жизни. В силу того, что они бедны, интеллектуалы занимают униженное положение. Но развитие страны невозможно без этой группы. В России интеллигенция всегда была очень сильной и независимой. Ее надо как-то сейчас возвращать из спячки — нужно Сколково, множество Сколково сделать.

Бизнес и интеллектуалы — вот две главные силы. Бизнес мощная сила, но ей нужна помощь, он не может ни разрабатывать идеологию, ни заниматься интеллектуальным обеспечением этого процесса.

— Как Вам кажется, нужно ли тотальное возвращение института выборов на всех этажах политической системы, о чем говорится в докладе?

— Нет, вот здесь у меня есть сомнения. В нашей недавней истории это порой доходило до абсурда — выбирали себе начальников на заводах, ничем хорошим это не кончалось. Первые попытки выборов при ЕЛЬЦИНЕ в 91-м году тоже были провальные, когда к власти пришли популисты и криминал, и так далее. Очень важно, что народ у нас в массе своей хочет возвращения выборов губернаторов, люди хотят, и с этим надо считаться. Но вполне возможно, что начинать надо не сейчас, а, например, со следующего президентского срока. Или, если уж возвращать губернаторские выборы, то тогда надо менять всю систему взаимодействия региональной элиты с центральной властью. Совет Федерации также надо реформировать. В общем, здесь дело не такое простое.

Беседовала Ксения КОЛКУНОВА, «Русский журнал».

ПЕРСОНА