ОПАСНЫЕ ВЕТРЫ КАРАБАХА

ОПАСНЫЕ ВЕТРЫ КАРАБАХА
181

Если администрации Барака ОБАМЫ мало проблем в Сирии, вокруг иранской ядерной программы, а теперь еще и в Cекторе Газа, к головной боли Белого Дома прибавляется еще одна — Нагорный Карабах. Cтагнация, воцарившаяся в процессе мирного урегулирования конфликта между Арменией и Азербайджаном, сменяется в последнее время растущей напряженностью. После недавних заявлений сторон конфликта, стало понятно — эскалация может повлиять не только на Баку и Ереван.

Политические элиты в обеих столицах не упускают случая произнести угрозы в адрес противника. Однако, недавно официальные лица Армении стали угрожать не только Баку, но и интересам Запада в каспийском регионе – интересам энергетическим и стратегическим.

Почему риторика Еревана ужесточилась ясно: близится время президентских выборов в стране, и не раз подвергавшийся нападкам оппозиции президент Серж САРГСЯН пытается склонить на свою сторону избирателей. Однако за риторикой могут стоять действия, и привести они могут к весьма трагическим последствиям.

Недавно в Армении и в Нагорном Карабахе завершились беспрецедентно крупные военные учения, во время которых армянские вооруженные силы отработали варианты ракетных ударов, дальность которых, по заявлению армянских военачальников, может составить более 300 км.

Начальник оперативного управления генерального штаба ВС генерал-майор Артак ДАВТЯН на встрече с журналистами сообщил, что в рамках учений отрабатывались ракетные удары по военным и экономическим объектам «условного противника». Другими словами, Ереван рассматривает вариант атаки на энергетическую инфраструктуру Азербайджана.

Если всерьез рассматривать вариант атаки на азербайджанские объекты нефтегазовой инфраструктуры, то, очевидно, что у Армении будет мало шансов остаться безнаказанной. Это будет противоречить не только интересам Запада и Турции, которые возлагают большие надежды на газ из прикаспийского региона и уже давно плотно сотрудничает с Баку в сфере нефтегазодобычи. Такая эскалация не в интересах и главного союзника Армении— России.

Ввязаться в очередной затяжной военный конфликт и окончательно поссориться с Баку у Москвы нет ни желания, ни возможности. Тем более, что в этом случае на стороне Азербайджана окажутся серьезные силы: Европа, США, Турция, арабские страны и Израиль.

Осуществив удары по стратегическим объектам, представляющим интерес для Запада, Ереван добьется жесткой реакции европейских лидеров. Так как иностранные инвестиции окажутся под угрозой, транснациональные компании, и в первую очередь нефтяной гигант ВР, подтянут в регион и Великобританию, с ее непревзойденным дипломатическим, военным и разведывательным опытом.

Сейчас Евросоюз ставит во главу угла диверсификацию источников газа и снижение зависимости от «Газпрома». Расширяется сеть газопроводов, способных качать газ не только с востока на запад, но и с севера на юг и с юга на север. Как грибы после дождя растут терминалы для сжиженного природного газа (СПГ).

В рамках этой стратегии, ЕС практически окончательно договорился с Азербайджаном о прокладке газопровода через Турцию, и осталось только выбрать, по какому маршруту пойдет газ. Анкара и Баку облегчили задачу ЕС и договорились сами проложить часть пути для азербайджанского газа до границы с Болгарией, построив газопровод TANAP.

Для Еревана делать заявления, угрожающие, по сути, энергобезопасности Европы, как минимум, необдуманно. Особенно учитывая финансовую зависимость от Запада. За годы независимости Армения получила только от одних США безвозмездной финансово-экономической помощи более чем на 2 млрд долларов. Россия не готова заменить Еревану западные финансовые вливания такого порядка.

То, что США будет также на стороне Баку, несомненно. 19 октября госсекретарь США Хиллари КЛИНТОН заявила, что Вашингтон продолжит делать все для развития конкуренции и предотвращения монополизации энергетических рынков.

«Одной из целей нашей энергодипломатии является поддержка конкуренции и предотвращение монополизации (на энергетических рынках)», — сказала Хиллари КЛИНТОН, выступая в Джорджтаунском университете.

Суть этого заявления в том, что Вашингтон будет полностью поддерживать энергопроекты в Каспийском регионе и в Азербайджане. Запад окажет самое мощное давление, чтобы обеспечить энергетическую безопасность Европы и ослабят зависимость союзников от России.

Еще одним последствием атак на объекты нефтегазовой инфраструктуры Азербайджана может стать удар по энергетической безопасности соседних государств — Грузии и Турции. Грузия, для которой поставки газа из Азербайджана жизненно необходимы, является одной из двух стран, у которой открыты границы с Арменией.

В случае, если возникнет угроза газоснабжению Грузии, Армения может потерять выход к Черному морю и окажется в безвыходном положении, поскольку граничащий с Арменией Иран вряд ли сможет сыграть важную роль в коммуникациях Еревана с внешним миром.

Турция тоже вряд ли останется безучастной. Анкара всегда поддерживала позицию Азербайджана по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, и это останется политикой Анкары, заявил недавно глава турецкого МИД Ахмет ДАВУТОГЛУ. Кстати, в контексте охлаждения российско-турецких отношений из-за сирийского конфликта, недовольство России вмешательством Турции в нагорно-карабахский конфликт Анкару уже может не остановить.

Таким образом, атака на инфраструктуру Азербайджана станет катастрофой для всего региона, что может затронуть не только страны Южного Кавказа, но и Россию, Европу, и США. Именно поэтому сегодня следует приложить все усилия, чтобы отказаться от политики эскалации и предотвратить трагическое развитие событий.

Ариэль КОЭН, ведущий эксперт фонда «Наследие» по проблемам России, Евразии и международной энергетической политики.

Источник: «Голос Америки».

АЗЕРБАЙДЖАН