Историческая православная епархия в Баку была воссоздана 28 декабря 1998 году по инициативе и при содействии ныне покойного бывшего Президента Азербайджана Гейдара АЛИЕВА. В течение 23-х лет епархией управлял архиепископ Александр ИЩЕИН, проходивший свое формирование на Северном Кавказе и чутко относящийся к кавказским вопросам и проблемам геополитики. Безусловно, неоценим его вклад в активное участие в диалоге между традиционными религиями, что в итоге стало своеобразным логотипом Азербайджана в мире.
Здесь следует отметить, что в Азербайджане проживает самая большая русская община на Южном Кавказе и во многом благоприятное положение православной епархии в этой стране было обусловлено деятельностью в 1999 — 2021 годы архиепископа Александра.
После его смерти временно управляющим Бакинской и Азербайджанской епархией был назначен архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт (в миру — Денис КУРЬЯНОВ — прим.), также уроженец Северного Кавказа, прекрасно разбирающийся в местной проблематике.
Именно им на должность епархиального секретаря, т.е. представителя, который на месте фактически решает все вопросы и руководит епархиальными делами — выступая от имени епархии, был назначен коренной бакинец, гражданин Азербайджана, человек имеющий административный и пастырский опыт служения в стране — архимандрит Алексий (в миру — Андрей НИКОНОРОВ — прим.), к тому же получивший хорошее образование в Москве и Европе, где прослужил 16 лет.
Судя по работе нового сайта Бакинской и Азербайджанской епархии, за последние два года было осуществлено множество интересных проектов, которые подняли имидж Русской Православной Церкви в Азербайджане.
Архимандрит Алексий не только продолжил заложенный архиепископом Александром курс, стараясь придерживаться линии церковной традиции, но, в то же время поддерживал в Стране огней проекты, направленные на знакомство азербайджанского общества с богатой российской культурой.
Согласно информации из открытых источников, архимандрит Алексий — не только активный священнослужитель, но и ученый, специализирующийся на истории Кавказской Албании. Так, он является автором двух академических монографий по истории Албанской Апостольской Автокефальной церкви, в которых пишет о трагической судьбе Албанской церкви, которая в силу исторических обстоятельств оказалась иерархически подчиненной армянской церкви, а в 1836 году ликвидирована царским указом. Согласно трудам отца Алексия, в результате этих событий произошла арменизация автохтонного албанского наследия Карабаха.
Последняя монография по истории Церкви Кавказской Албании была издана под грифом Института Востоковедения РАН.
В своих научных трудах, а также в различных публикациях, статьях, многочисленных выступлениях и интервью архимандрит Алексий неизменно отстаивает концепцию, согласно которой азербайджанский народ является законным наследником культурного и религиозного богатства, сохранившегося на этих землях.
Объективная позиция отца Алексия как ученого предсказуемо вызвала крайне негативную реакцию определенных кругов в Армении. Против православного священнослужителя была развернута масштабная кампания по дискредитации, в которой звучали домыслы о подкупе со стороны официального Баку. В то же время каких-либо научных контраргументов в отношении работ отца Алексия — что доказывало бы ошибочность его выводов — не приводилось.
Очевидно по причине отсутствия таковых, поскольку основную концепцию своих научных работ отец Алексий разработал, находясь в Италии, где с мая 2006 года по благословению высокопреосвященнейшего митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла проходил служение на различных приходах (Рим, Милан, Мерано, Варезе, Домодоссола, Тренто, Верона), а в июне 2009 года был назначен настоятелем Николаевского прихода города Мерано. И имел возможность обращаться к церковным историческим первоисточникам.
Не имея ни малейших шансов на преимущество в научной сфере, оппоненты отца Алексия из Еревана решили отомстить ему, используя свои связи в Московском патриархате, который буквально завалили возмущенными письмами и требованиями нейтрализовать данного священнослужителя.
И вот на этом фоне — в канун 25-летия со дня возрождения Бакинской и Азербайджанской епархии, 27 декабря ушедшего года, решением Священного синода Русской Православной Церкви на Бакинскую епископскую кафедру был назначен архимандрит Филарет (в миру — Евгений ТИХОНОВ — прим.), до того момента являвшийся проректором по воспитательной работе и духовным руководителем монашеской общины при родной для него Коломенской духовной семинарии.
Возведенный 31 декабря 2023 года в сан архимандрита (вероятно, с учетом нового назначения в Баку) отец Филарет — человек несомненно уважаемый и высокообразованный, однако никак ранее не связанный ни с Южным Кавказом в целом, ни с Азербайджаном конкретно, а также не занимавший высоких административных должностей в иерархии Русской Православной Церкви.
Одновременно стали появляться различные публикации, которые в отстранении архимандрита Алексия и назначении архимандрита Филарета указывают на армянское лоббирование.
Так, согласно одной из версий, за назначение в Баку архимандрита Филарета якобы усиленно хлопотал заместитель заведующего делами Московской патриархии епископ Савва (в миру — Сергей ТУТУНОВ — прим.), родившийся и выросший в Париже, сохраняющий тесные связи с Францией. И не только с Францией — в одной из своих книг он рассказывает о том, что имеет в т.ч. и армянские корни.
Не можем судить, насколько связи епископа Саввы с Францией и ее ключевым сателлитом в Закавказье оказали влияние на кадровое решение Священного синода по первому лицу Бакинской и Азербайджанской епархии. Однако на фоне трагических событий последних трех десятилетий среди православных жителей страны, которые считают себя неотъемлемой частью азербайджанского общества и патриотами своей Родины, сама мысль о возможности вмешательства в их церковную жизнь из Еревана вызывает тревогу и озабоченность.
Высказываются сомнения в том, что это неслучайное совпадение и напротив, звучат опасения в попытке деструктивного союза Франции и Армении использовать тонкую духовную сферу для подрыва достаточно предсказуемых и развивающихся российско-азербайджанских отношений.
По мнению ряда политиков и экспертов в Баку, данная ситуация в канун досрочных президентских выборов в Азербайджане является еще одним вызовом стране и проверкой ее на способность отстаивать свои интересы в непростых условиях внутренней и внешней политики. Если Азербайджан пропустит удар, то это покажет его возможную слабость в вопросах религиозно-государственных отношений, считают аналитики.
Напомним, в ноябре 2020 года Президент Азербайджана Ильхам АЛИЕВ в телефонном разговоре с Российским лидером Владимиром ПУТИНЫМ заверил, что христианские храмы и памятники на территориях, возвращенных под контроль Баку по итогам Второй Карабахской войны, будут охраняться государством, а проживающие в Азербайджане христиане смогут пользоваться этими храмами.
Также Владимир ПУТИН не раз подчеркивал прогрессивность Азербайджана как многонационального и многоконфессионального государства, высоко оценивал мудрую и взвешенную позицию религиозных лидеров Азербайджана, благодаря которой удалось избежать перерастания многих конфликтов в межрелигиозные.
Арина КОЛЕСОВА и Николай МАРФИН, специально для PolitRUS.com.
На фото: Кафедральный Собор Святых Жен-Мироносиц в Баку.