ЗАЧЕМ СААКАШВИЛИ ЭКСПЛУАТИРУЕТ ИСЛАМ

ЗАЧЕМ СААКАШВИЛИ ЭКСПЛУАТИРУЕТ ИСЛАМ

Грузия под предводительством Михаила СААКАШВИЛИ даже в вопросах нетрадиционного для нее мусульманства пыталась выставить себя перед США и Европой в виде «лидера всего Кавказа» и получить соответствующие дивиденды. Так, летом прошлого года был завершен первый этап операции по «нейтрализации» и «переподчинению» проживающих в Грузии последователей ислама азербайджанского происхождения. Если более конкретно: вместе с турецкими и арабскими теологами «команда» СААКАШВИЛИ громогласно сообщила о создании Управления мусульман Грузии (УМГ). В противовес Управлению мусульман Кавказа (УМК), которому многие десятилетия подчинялись по велению души все грузинские мусульмане.

По мнению известного на Кавказе политолога Чингиза МАМЕДЬЯРОВА, в результате данной комбинации Тбилиси удалось юридически разорвать отношения с Духовным управлением мусульман Кавказа и, соответственно, с его лидером — шейх-уль-исламом Аллахшукюром ПАШАЗАДЕ. Также более чем пятисоттысячная азербайджанская диаспора в Грузии оказалась отрезанной от духовного управления со стороны исторической Родины — Азербайджана. МАМЕДЬЯРОВ утверждает, что в Управлении мусульман Грузии не оказалось ни одного азербайджанца-мусульманина.

По мнению многих наблюдателей, созданием Управления мусульман Грузии Михаил СААКАШВИЛИ фактически привел к границам России международный исламский экстремизм в лице турецко-саудовского ваххабизма, стабильно финансирующего боевиков в республиках Северного Кавказа.

Чингиз МАМЕДЬЯРОВ, в частности, не исключает, что «конфессиональные единомышленники СААКАШВИЛИ профинансировали убийство в Дагестане истинного духовного лидера мусульман республики Саида АФАНДИ, а в Татарстане — покушение на муфтия республики Илдуса ФАЙЗОВА и убийство его заместителя Валиуллы ЯКУПОВА. По сути, на территории Грузии, которую ни в какие периоды истории нельзя было причислить к стране этноконфессионального экстремизма, объявлена религиозная война соседнему государству. Видимо, в этом и состоял основной замысел создания УМГ — вовлечь грузинских последователей ислама в политические, а иногда и просто военные действия».

Однако с подобной трактовкой целей и задач созданного СААКАШВИЛИ Управления мусульман Грузии в корне не согласен один из ведущих мировых экспертов по современному Кавказу, президент Института Восточного партнерства Авраам ШМУЛЕВИЧ:

— Грузия, как любое нормальное государство, хочет само управлять на своей территории, в том числе и в религиозных вопросах. Хотя я могу понять и Баку, который хотел бы сохранить духовный (а, значит, в какой-то мере и политический) контроль над грузинскими азербайджанцами. Но для сохранения грузинского государства религиозная сфера — это почти вопрос жизни и смерти.

В стране проживает несколько сотен тысяч азербайджанцев и несколько сотен тысяч армян. Обе эти общины достаточно консолидированы. При всей напряженности отношений между этими народами вне Грузии, в самой республике они вполне мирно сосуществуют, серьезных конфликтов нет.

Это происходит еще и потому, что грузинские армяне и азербайджанцы включены в грузинскую жизнь и находятся под контролем грузинского государства. Вовлечение грузинских азербайджанцев и армян в идущую уже много лет армяно-азербайджанскую войну было бы катастрофой для Грузии.

Ошибочно считать, что грузинская исламская палитра ограничивается одними лишь азербайджанцами — она весьма разнообразна. Ислам исповедуют представители разных народов Грузии, и кроме шиитов там живут и сунниты, причем разных мазхабов.

Всего же, согласно переписи населения 2002 года, в стране проживало почти 10% мусульман, а по оценкам самих грузинских мусульман их почтив два раза больше — порядка 800 тысяч человек

Азербайджанцы в основном проживают в регионе Квемо Карти. Среди них есть как шииты (подавляющее большинство), так и сунниты — в основном ханафитского мазхаба.

Если вообще говорить о суннитах Грузии, то они представлены разными религиозными толками и народностями. Так, чеченцы-кистинцы, просто чеченцы и представители дагестанских народностей придерживаются суннизма шафиитского мазхаба. Татары, живущие в Грузии, придерживаются суннизма ханифитского мазхаба. А среди грузинских дагестанцев и вайнахов есть последователи суфийских тарикатов

И всем этим разнообразием грузинской жизни до недавнего времени управляли из Баку. Естественно, СААКАШВИЛИ вполне логично хотел изменить данное положение. Он долго подбирался к такому исправлению — первые попытки властей взять под негласный контроль религиозные процессы в стране начали происходить с 2004 году, когда президентом страны был избран Михаил СААКАШВИЛИ.

Но только в мае 2011 года, после долгой подковерной подготовительной работы было создано независимая от иностранных «кураторов» (то есть находящееся под контролем официального Тбилиси) неправительственная организация Управление мусульман Грузии (УМГ).

Создание и выборы руководства новой структуры грузинских мусульман внешне проходили демократично. Внутренне — далеко не во всем, но где вы видели в мусульманском мире выборы по западным стандартам демократии, особенно в религиозной сфере?

Возглавляет управление суннит (ханнафитского толка) Джемал ПАКСАДЗЕ, его заместитель — азербайджанец-шиит. Так что все разговоры о том, что в Управлении мусульман Грузии совсем нет азербайджанцев — наглая ложь.

Официальное руководство грузинских мусульман — идеологические противники салафитов. При поддержке государства они борются с захватом салафитами мечетей (захват этот идет, стоит отметить, мирным и демократическим путем). Никаких связей с салафитами вообще нет и быть не может по идеологическим соображениям. Наоборот, идет борьба за влияние среди мусульманского населения Грузии. Особенно активно это в Панкиси, которую официальные власти, впрочем, проиграли — сейчас в Панкиси почти все салафиты, кроме стариков.

Центр грузинских исследований.

АЗЕРБАЙДЖАН