ТРАНСКАСПИЙ — ЕЩЕ ОДИН ВЫЗОВ МОСКВЕ

ТРАНСКАСПИЙ — ЕЩЕ ОДИН ВЫЗОВ МОСКВЕ
157

В последнее время идея Транскаспийского газопровода привлекает повышенное внимание ЕС и США. Напомним, что в сентябре 2011 года Европейский союз выдал Европейской комиссии мандат на переговоры с Туркменистаном и Азербайджаном о поставках каспийского газа. А предложила этот маршрут — по дну Каспийского моря из Туркменистана в Азербайджан и далее в Турцию — турецкая BOTAŞ Petroleum Pipeline Corporation (BOTAS) еще в 1992 году.

Азербайджан и Туркменистан активно включились в формирование новой архитектуры трубопроводов. Запад, стремясь занять лидирующие позиции в освоении каспийских ресурсов и свести к минимуму влияние России, оказывал прикаспийским странам политическую поддержку, поощряя их в прокладке трубопроводов в обход российской территории.

Теперь об этом проекте заговорили вновь: Евросоюз считает, что сейчас самые благоприятные условия, чтобы начать прокладку Транскаспийского трубопровода, заявил Денис ДАНИЛИДИС — временный поверенный ЕС в Туркменистане, выступая на Международной нефтегазовой конференции. Он отметил, что ЕС и Туркменистан стремятся к скорейшему завершению переговоров и заключению соглашения по сооружению газопровода, передают российские СМИ.

«Транскаспийский трубопровод является ключевым, и Евросоюз считает, что сейчас условия самые благоприятные для заключения соглашений и начала его строительства… Осталось решить на переговорах всего несколько вопросов — и первый трубопровод можно будет проложить еще до создания Южного газового коридора», — сказал Денис ДАНИЛИДИС.

По его заверениям, Южный газовый коридор, включая и Транскаспийский газопровод, остается ключевым приоритетом Евросоюза, что подтвердил и саммит в мае этого года, принявший перечень приоритетных инфраструктурных проектов на 2014- 2020 годы.

Он отметил, что ЕС пришел к соглашению с правительствами Туркменистана и Азербайджана, что любой трубопровод через Каспий должен отвечать самым высоким экологическим стандартам — документ по экологии должен быть утвержден всеми тремя сторонами в конце года.

Транскаспийский газопровод необходим для присоединения Туркменистана к Южному газовому коридору, предназначенному перекачивать газ из прикаспийского региона в Европу в обход России.

Но мешает отсутствие договоренности о правовом статусе Каспия: Туркменистан и Азербайджан считают, что для прокладки трубопровода по дну Каспия достаточно согласия стран, по чьим территориям он будет проложен, а Россия и Иран полагают, что до принятия правового статуса Каспия такой проект можно реализовать только с согласия всей пятерки прикаспийских государств.

Еще в начале 1996 года президент Туркменистана дал «добро» на прокладку газопровода с пропускной способностью 30 млрд кубометров газа в год в Турцию и затем в Европу через Азербайджан и Грузию.

Однако в практическую плоскость этот проект так и не перешел: после обнародования данных о запасах газа на месторождении Шах-дениз (1,2 трлн кубометров) позиция Азербайджана стала меняться — роль государства-транзиттера его уже не устраивала, и он выдвинул условие, чтобы половину газа в новом трубопроводе составлял газ, добытый на его месторождении Шах-дениз. Но это не устроило Туркменистан. В итоге проект был отложен.

Вторая жизнь у него началась с появлением проекта Nabucco, предназначенного вывести углеводородные ресурсы Туркменистана и Азербайджана в Европу, минуя территорию России. Эта идея вскружила многие головы, открыв, как казалось, перспективу прокладки газопровода по дну Каспия.

Однако в начале 2000-х годов изменилась позиция Туркменистана: он стал ориентироваться на Китай и ограничился политической поддержкой Транскаспийского газопровода, не давая никаких гарантий его заполнения, без чего проект теряет всякий смысл, поскольку и темпы добычи газа в Азербайджане оказались заметно ниже, чем предполагалось. Проект Nabucco был отложен на неопределенное время. А в Баку все внимание сконцентрировали на добыче собственного газа и поиске маршрутов экспорта.

В конце 2011 года Азербайджан и Турция подписали Меморандум о взаимопонимании по Трансанатолийскому трубопроводу — для перекачки азербайджанского газа от грузино-турецкой границы до западных границ Турции. Минимальная пропускная способность его составит 16 млрд кубометров газа в год: 6 млрд должно поставляться в Турцию, а 10 млрд — в Европу.

Расчеты строились на том, что в ближайшие 10-15 лет добыча газа значительно возрастет: в Баку прогнозируют, что к 2020 году в Азербайджане добыча газа должна составить 30 млрд кубометровым, а к 2025 году достичь 50 млрд. Пока в 2011 году добыча газа составила только 26 млрд кубометров.

По Транскаспийскому трубопроводу есть и другие вопросы. Во-первых, источники газа для него.

Во-вторых, реализацию этого проекта сдерживает напряженность между Баку и Ашхабадом, уходящая корнями в 1990-е годы.

В-третьих, как раз в тех районах Каспия, через которые должен пролечь газопровод, высока сейсмическая активность.

В-четвертых, необходимы масштабные технические исследования.

Еще один существенный фактор — планы черноморских государств по увеличению добычи газа на шельфе Черного моря, что может сделать бессмысленной доставку туркменских ресурсов на европейский рынок, тем более что, в отличие от Китая, куда туркменские углеводороды идут по низкой цене, в Европу Ашхабад хотел бы поставлять их по мировым ценам…

И все же проект Транскаспийского трубопровода по-прежнему вызывает живой интерес, ибо для ЕС и США это, в первую очередь, решение геополитических задач. Новый этап обсуждения этого проекта может начаться через несколько лет, когда Туркменистан будет завершать прокладку газопровода Восток-Запад, который должен связать его основные месторождения — Довлетабад и Южный Йолотань — с побережьем Каспия.

Проект, реализация которого началась в мае 2010 года, оценивается в 2 млрд долларов и рассчитан на пять лет, а пропускная способность должна составить 30 млрд кубометров газа в год. И, хотя отсутствие международно-правового статуса Каспия и жесткая позиция Ирана и России остаются сдерживающими факторами, Туркменистан и Азербайджан могут и проигнорировать это.

«Государственная нефтяная компания Азербайджана может полностью отказаться от транспортировки нефти по трубопроводу Баку-Новороссийск», — заявил журналистам вице-президент SOCAR по переработке Давид МАМЕДОВ, участвовавший в заседании Каспийско-европейского интеграционного делового клуба (CEIBC).

По его словам, срок соответствующего азербайджано-российского межправительственного соглашения истек, однако это не мешает начать переговоры с российской стороной о прокачке нефти на коммерческой основе.

«Тариф, по которому транспортирует нефть компания «Транснефть», для нас будет некомфортным, поэтому мы уйдем с северного направления на западное (имеется в виду трубопровод Баку-Супса). Также есть возможности экспорта по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Трубопровод Баку-Новороссийск будет простаивать, пока мы с российской стороной не придем к взаимовыгодному решению», — сказал Давид МАМЕДОВ.

Он не исключил и возможности закупок в будущем определенных объемов российской нефти и прокачки ее по трубопроводу Баку-Новороссийск в реверсном режиме — для переработки на нефтеперерабатывающих заводах SOCAR.

Сегодня Азербайджан и Туркменистан при активном участии ЕС и США пытаются разыграть иранскую и российскую карты, рассчитывая за счет углеводородных ресурсов усилить свои позиции. Но «газовая лихорадка», охватившая Баку и Ашхабад, чревата обострением ситуации во всем Каспийском регионе.

Между тем Москва устами своего главы МИД Сергея ЛАВРОВА предупредила прикаспийские страны, что она не потерпит военного присутствия на Каспийском море государств, не входящих в этот регион.

«В современных условиях крайне важно сохранить Каспийский регион в качестве зоны мира, дружбы и добрососедства. Россия намерена и впредь твердо соблюдать имеющиеся договоренности по решению всех принципиальных каспийских вопросов только в рамках «пятерки» (Россия, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан и Иран), члены которой обладают исключительными суверенным¬и правами в отношении моря и его ресурсов», — отметил Сергей ЛАВРОВ.

Министр добавил, что этим задачам не помогают «попытки отдельных государств и организаций, которые располагаются достаточно далеко от Каспия, навязывать каспийским государствам свои интересы, свою линию, а тем более — пытаться сталкивать нас друг с другом».

То есть Москва тоже дает понять , что она готова дать бой всем проискам Запада в регионе. На фоне всей этой сложившейся ситуации, стремление ЕС возродить Транскаспийский газопровод является прямым вызовом Москве. Так что оказавшись между молотом Москвы и наковальней НАТО, Баку ищет пути выхода из этого сложного геополитического лабиринта.

Заур РАСУЛЗАДЕ, специально для PolitRUS.com.

АЗЕРБАЙДЖАН