В рамках борьбы за постсоветское пространство и планом новой архитектуры этой зоны, наряду с Украиной Западом, прежде всего США, решено вновь дать свежее дыхание армяно-турецкому примирению. Начатый в октябре 2009 года приездом в Ереван Президента Турции Абдуллы ГЮЛЯ, армяно-турецкий диалог в последнее время заметно оживился и, можно сказать, дошел до кульминации. Армянские, турецкие и американские политики и СМИ не только говорят о серьезном прорыве в нормализации турецко-армянских отношений, но и прогнозируют их полное восстановление в ближайшем будущем.
Как уже сообщалось, Министр иностранных дел Турции Ахмет ДАВУТОГЛУ 12 декабря посетил Ереван для участия в заседании глав МИД стран — членов Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС).
Глава внешнеполитического ведомства Турции сразу по приезду в Армению отметил, что Анкара постоянно уделяла внимание вопросу нормализации своих отношений с Ереваном, но добавил: «Турция всегда заявляла, что нормализация отношений между Анкарой и Ереваном принесет мир на Южный Кавказ только при условии улучшения отношений между Азербайджаном и Арменией и урегулирования региональных конфликтов с учетом принципа территориальной целостности».
ДАВУТОГЛУ подчеркнул, что Анкара все так же открыта для любых инициатив и предложений по установлению прочного мира на Южном Кавказе. Он также назвал переселение армян в 1915 году ошибкой и бесчеловечностью. Об этом министр сообщил, летя в самолете с журналистами, пишет Hurriyet Daily News со ссылкой на турецкое радио. По его словам, в Армении переселение называют «геноцидом армян», а невозможность договориться по этому вопросу долгое время омрачает отношения двух стран.
«Мы говорим — справедливая память. Я имею в виду, что мы должны знать факты. Тогда мы убедимся, что армяно-турецкие отношения не сравнить с немецко-еврейскими отношениями. На каждой улице можно увидеть общий знак. Поняв это, осознаешь, что депортация, совершенная тогдашним режимом, которую я считаю абсолютно ошибочной практикой, была бесчеловечной», — цитирует «Радио Азатутюн» заявление Ахмета ДАВУТОГЛУ.
При этом министр подчеркнул, что выселение было осуществлено младотурками, намекая, видимо, на то, что нынешнее правительство не должно нести ответственность за события начала XX века. Глава МИД Турции сказал, что его правительство никогда не поощряло выселение, при этом отметив, что в Турции есть определенная масса, утверждающая, что «армяне заслуживали этого, поскольку предали Родину».
Как известно, пока между Арменией и Турцией нет дипломатических отношений, а сухопутная граница между ними остается закрытой. До сих пор не разрешен исторический спор: Ереван, а с ним и армянская диаспора многих государств, не устает требовать от Анкары признания геноцида армян в 1915 году, в давно несуществующей Османской империи.
Но и в самом Ереване не утихают жаркие дискуссии насчет перспективы открытия армяно-турецкой границы, его положительных и отрицательных сторон.
Так политолог Степан ГРИГОРЯН видит много положительных сторон: «Во-первых, после установления дипломатических отношений и открытия границы Армения выйдет из региональной изоляции. А это означает, что мы сможем подключиться к региональным энергетическим, в том числе транспортно-коммуникационным (авто- и железнодорожным) проектам, осуществляемым Турцией…
Открытие границы — для нас скачок к развитию. Возможны положительные сдвиги и в торговле. В Армении откроется сухопутная связь с европейским рынком, что удешевит перевозки. А значит, отдельные наши товары могут стать конкурентоспособными».
Однако у армяно-турецкого сближения есть и ярые противники. Им в открытой границе мерещится некое политическое орудие антиармянской политики Турции, чья цель — уничтожить армянскую государственность и вообще армянский народ, а затем — через территорию Армении — воссоединиться с Азербайджаном, с последующей экспансией в Среднюю Азию и тюркские регионы России.
Экономическая сторона этой политики — подрыв экономики Армении массированным импортом дешевой турецкой продукции. В общем, «спасайся кто может — турки идут!»…
Но идею армяно-турецкого сближения проталкивает весьма мощный локомотив — США, а лоббирует этот процесс лично госсекретарь Джон КЕРРИ.
Баку же с нескрываемой ревностью посматривает на перспективу сближения Анкары — своего традиционного стратегического союзника — с Ереваном. По словам заместителя Министра иностранных дел Азербайджана Халафа ХАЛАФОВА, «принятие Турцией решения открыть границу с Арменией вне контекста решения проблемы Карабаха мы сочтем противоречащим национальным интересам Азербайджана, и такое решение не будет одобрено».
Но сколько бы Баку не возмущался, Турция в данном случае следует не своим интересам. США толкают ее к сближению с Арменией для того, чтобы интегрировать в зону западного влияния. Через открытие границы с Турцией, Запад хочет экономически зайти в Армению, поддержать ее, интегрировать в Западный проект.
Они предлагают свою модель урегулирования отношений между Арменией и Турцией для того, чтобы показать, как эффективна их политика, какие у них есть рычаги экономического, политического влияния на Армению. Если официальный Баку и дальше будет проявлять такую же гибкость и «держать баланс», то проблема грозит перейти в разряд вечных…
Что до армяно-турецкого сближения — глубоко заблуждается тот, кто принимает это за чистую монету и склонен видеть здесь признаки пересмотра отношения Запада к Баку. Просто «большая игра» западных держав переместилась с Ближнего Востока и из Латинской Америки на Южный Кавказ.
Не случайно сам патриарх американской внешней политики Збигнев БЖЕЗИНСКИЙ объявил, что события в Украине исторически необратимы и ведут к геополитической трансформации всего постсоветского пространства.
И все-таки похоже на то, что Запад, добившись от Азербайджана всего, что ему было нужно, теперь бросает его на произвол судьбы…
Заур РАСУЛЗАДЕ, специально для PolitRUS.com.