Каковы векторы развития азербайджано-российских отношения после голосования в ООН по резолюции о ситуации в Украине и, в частности, в Крыму, вхождение которого в состав Российской Федерации Азербайджан счел аннексией части украинской территории? Как накаляющаяся политическая ситуация в Турции может сказать на всем черноморско-каспийском регионе? Об этом мы беседуем с руководителем экспертно-аналитической сети PolitRUS.com, российским политическим экспертом Виталием АРЬКОВЫМ.
— Азербайджан, поддержал территориальную целостность Украины, как на Ваш взгляд это может отразиться на российско-азербайджанских отношениях, с учетом Карабахского фактора?
— У официального Баку иного выхода не было. Во-первых, он сам оспаривает законность нахождения де-факто территории Нагорного Карабаха в составе Армении. Хотя, с другой стороны, в любой момент он может оказаться на месте России — если жители Нагорного Карабаха вдруг (фантастика, конечно) изъявят желание войти в состав Азербайджана.
Во-вторых, Азербайджан ведет отчетливо прозападную внешнюю политику и экономически очень тесно связан с Западом — в первую очередь, с Великобританией. Принять сторону Москвы означало бы получить серьезные проблемы с Лондоном, Брюсселем и, прежде всего, с Вашингтоном.
Это очень опасно, учитывая тот факт, что президент Ильхам АЛИЕВ все больше вызывает там раздражение из-за своей чересчур независимой позиции по многим вопросам и нередко можно слышать рассуждения американских экспертов о необходимости смены власти в Азербайджане.
— Прошли муниципальные выборы в Турции. Как Вы считаете, они отразятся на региональных вопросах?
— Победа партии Реджепа ЭРДОГАНА увеличивает вероятность того, что он пойдет на выборы президента и выиграет их. Это означает усиление в руководстве Турции влияния исламских радикалов и, напротив, увеличение разрыва между Анкарой и Вашингтоном.
В ближайшие месяцы я не исключаю массовых протестных акций в Турции — попытки очередной «цветной революции», организованной специалистами из США. Поводом может стать запрет западных соцсетей, передача Aya Sofya в ведение совета муфтиев или что иное, формально означающей откат Порты от стандартов западного мироустройства.
В результате ослабления центральной власти, занятой борьбой с революционерами, на юге и юго-востоке страны может быть вновь актуализирована тема выхода территорий компактного проживания курдов из подчинения Анкары и вхождения их в состав будущего Курдистана, который уже фактически формируется при активной поддержке США на части территории захваченного ими Ирака.
Не так давно ЭРДОГАН в одном из своих выступлений впервые назвал земли компактного проживания курдов в Турции Курдистаном и дал надежду на создание там хотя бы культурной автономии. Он также, минуя Багдад, заключает контракты на поставку углеводородов с властями Южного Курдистана.
Это может свидетельствовать о том, что ЭРДОГАН понимает всю серьезность затеянного США нового перекроя границ на Ближнем Востоке и старается, условно говоря, подстелить соломку.
Это помимо того, что все разговоры о создании автономии и дружба с официальным Эрбилем может принести ему дополнительные голоса на президентских выборах от турецких курдов — около 18% населения Турции.
Источник: «Новости-Азербайджан».