Какую роль отводят Баку чиновники Брюсселя в противостоянии с Москвой и почему Азербайджан не стремится стать членом Европейского союза — в беседе с руководителем экспертно-аналитической сети PolitRUS.com, российским политологом Виталием АРЬКОВЫМ.
— Недавно ряд официальных лиц Азербайджана совершили визит в Россию, в том числе спикер парламента Огтай АСАДОВ. Сейчас в Баку ожидают визита главы МИД РФ Сергея ЛАВРОВА. Что нового ожидается в отношениях Азербайджана и России?
— Азербайджан при руководстве президента Ильхама АЛИЕВА на международной арене пытается маневрировать — проще говоря, усидеть сразу на нескольких стульях. И пока ему это удается. Возможно, потому что есть вспомогательный потенциал — нефть и газ.
Поочередно он сближается то с Западом (США, ЕС), то с Востоком (Турция и Иран), то с Россией. В частности, официальный Баку сначала осудил действия Москвы по присоединению Крыма (поставив подпись под соответствующей нотой ЕС), теперь словно пытается объяснить, что сделал это по воле обстоятельств и демонстрирует готовность пойти на некоторые подвижки в качестве компенсации.
В качестве таковых не исключаю обещание Азербайджана подумать над сделанным ему Россией предложением присоединиться к Евразийскому экономическому союзу.
Раздумья могут длиться бесконечно долго, обозначая все новые и новые моменты сотрудничества, которые, возможно, будут не нравиться Баку. Однако это позволит Азербайджану демонстрировать желание развития партнерских отношений с Астаной, Минском и, главное, Москвой.
— Сейчас также ожидается визит в Баку председателя Еврокомиссии Жозе Мануэля БАРРОЗУ. Идут большие геополитические изменения в регионе Южного Кавказа?
— Визит господина БАРРОЗУ, на мой взгляд, более всего связан с энергетической темой. Под давлением США, обозначая свое стремление соскочить с «газовой иглы» России, Евросоюз ищет замену ей в Каспийском регионе.
При всем желании Азербайджан не сможет заменить ее по объемам поставок. Однако он может стать транзитной страной (и получать от этого еще и финансовую прибыль) для туркменского газа, запасы которого считаются крупнейшими в мире.
Со стороны Брюсселя Баку отводится роль едва ли не главного переговорщика с Ашхабадом. Однако Ашхабад, связанный по рукам и ногам обязательствами перед Пекином, откровенно «динамит» переговорный процесс.
Но помимо китайского фактора, есть и российский — Москва не скрывает, что против реализации Транскаспийского газового коридора, особенно если по нему пойдет в Европу туркменский газ.
Альтернативной туркменскому газу является иранский газ, который может быть направлен в Европу через Турцию. Однако в этом случае не обойтись без громкого международного скандала, который обязательно устроит Израиль. Да и России не нужен Иран в качестве газового конкурента…
Что до членства Азербайджана в «Восточном партнерстве» и перспектив вступления в Евросоюз, то первое — это наглядная демонстрация желания Баку усидеть одновременно на нескольких политических стульях.
Второе — утопично. Азербайджан богаче многих стран-членов Евросоюза, и конъюнктура мировых цен на энергоносители такова, что в экономическом аспекте его ждет светлое будущее.
Поэтому, считаю, со стороны Азербайджана нецелесообразно было бы стремиться в то сообщество, где он станет государством-донором, утратив при этом большинство своих суверенных прав — таковы требования Евросоюза.
Источник: «Новости-Азербайджан».