Ряд событий 2014 года показал, что Содружеству независимых государств (СНГ) осталось недолго, а недавно образованный Евразийский экономический союз (ЕАЭС) может и не состояться как серьезный геополитический проект. Об этом в интервью АМИ «Новости-Азербайджан» заявил руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS.com, российский политолог Виталий АРЬКОВ.
— Уходящий 2014 год запомнился рядом важных геополитических изменений, которые сильно повлияли на политическую и экономическую конъюнктуру всего СНГ. Как бы Вы оценили 2014 год?
— Ряд событий 2014 года показал, что СНГ осталось недолго. Возможно, де-юре СНГ еще и просуществует какое-то время, но де-факто его финал близок. Поскольку Украина не ратифицировала Устав СНГ, и де-юре она не является государством-членом СНГ, хотя и является его учредителем, выход Украины из СНГ предопределен.
Полагаю, ее примеру последуют, как минимум, Молдова и Беларусь. Все это может произойти уже в первой половине 2015 года.
Если отношения между Москвой и Минском не вернутся в конструктивное русло, то у меня есть серьезные сомнения в светлом будущем и Евразийского экономического союза. Вашингтон, судя по его последним действиям, прикладывает все усилия для того, чтобы союз этот приказал долго жить.
— Как бы Вы охарактеризовали 2014 год в отношениях Азербайджана и России? Можно ли ожидать урегулирование карабахского конфликта в будущем году?
— Отношения в целом развивались на мажорной ноте. На самом высшем уровне — в отношениях между Президентом Азербайджана Ильхамом АЛИЕВЫМ и его российским коллегой Владимиром ПУТИНЫМ мы видим взаимопонимание и сотрудничество.
Там нет места эмоциям, есть холодный расчет и прагматизм. Считаю это лучшим вариантом, чем когда России клянутся в вечной братской любви, держа при этом камень, а то и нож за пазухой.
Холодный расчет позволяет Баку трезво относиться к предложениям Вашингтона и Брюсселя присоединиться к санкциям против Москвы и не «покупаться» на ничем не подкрепленные в реальности посулы.
После того, как таковые предложения отвергла Анкара, и, напротив, упрочила политическое и экономическое партнерство с Москвой, аналогичных шагов логично ждать и от Баку.
Однако это совсем не означает, что руководство Азербайджана пойдет на конфронтацию с Западом. Имея в качестве основного партнера в энергетическом бизнесе BritishPetroleum, поступить так было бы опрометчиво.
Поэтому считаю, что Азербайджан продолжит свою сбалансированную внешнюю политику, сторонясь участия в сомнительных коалициях, которые могут больше навредить, нежели принести политических и экономических дивидендов.
Что до карабахской проблемы, то вряд ли стоит ожидать ее окончательного (и существует ли таковое вообще?) решения. Но всем — и участникам конфликта, и Минской группе ОБСЕ — необходимо сделать все возможное, чтобы на линии соприкосновения более не было убитых и раненых.
В этой связи напомню свое предложение о том, чтобы служащих армии Армении на границе Нагорного Карабаха с Азербайджаном сменили миротворцы из государств-участниц Минской группы ОБСЕ. То, что на границе стоят не повстанцы НКР, а кадровые военные армии Армении — секрет Полишинеля.
Беседовал Ниджат ГАДЖИЕВ.