Подписание межправительственного соглашения о военном сотрудничестве между Россией и Ираном является значительным шагом в развитии и укреплении сотрудничества двух стран в военной сфере, который имеет как экономические, так и геополитические резоны, — убежден известный российский востоковед, руководитель Политической экспертной группы Константин КАЛАЧЕВ.
Цитируя газету «Коммерсантъ», Константин Эдуардович отметил, что «поднимался и вопрос о поставке комплексов С-300. Вопрос обсуждался министрами обороны России и Ирана в закрытом режиме, однако конкретных договоренностей достигнуто не было. Собственно говоря, главный вопрос — какое именно вооружение Россия готова поставлять Ирану».
Он также вспомнил и о том факте, что в 2010-м году Совет безопасности ООН ввел в отношении Ирана санкции, запретившие поставку стране современных наступательных вооружений. В том же году Дмитрий МЕДВЕДЕВ, занимавший пост Президента России, подписал указ о запрете поставок С-300 Тегерану.
«Сейчас вопрос поднимается заново. Поняты нужды российской оборонки, которой нужны рынки сбыта. А России нужно компенсировать выпадающие из-за падения цен на нефть доходы. Экспорт оружия — одна из таких возможностей.
Но дело не только в экономической целесообразности. Иран все чаще упоминается в России чуть ли не как образец подлинного суверенитета и несгибаемости. Можно уже услышать экспертные призывы изучать иранский опыт. Общая беда — объединяет. Геополитически Россия нуждается в союзниках и партнерах», — подчеркнул Константин КАЛАЧЕВ.
По мнению российского эксперта, обеспокоенность Азербайджана заключением стратегических военных договоров между Россией и Ираном понятна.
«Иран лоялен по отношению к Армении. Азербайджан может опасаться и вмешательства Ирана в свои внутренние дела. Это понятно.
Но есть реальная политика. С точки зрения интересов России и ее союзника Армении, Иран — важный игрок. Более того, перспективный партнер в реализации экономических проектов и совместном отстаивании тех или иных интересов.
Азербайджану придется принять к сведению, что российская политика носит многовекторный характер. Партнерские отношения с Азербайджаном не предполагают моновекторность», — считает эксперт.
Вугар ГАСАНОВ, Vesti.az.