В интервью политическому обозревателю азербайджанского издания «Эхо» Джамиле АЛЕКПЕРОВОЙ руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS Виталий АРЬКОВ рассказал об угрозе, исходящей от так называемого «Исламского государства» (ИГИЛ, ISIS), однобокости противодействия его пропаганде и связанной с этим политической ситуации в регионе.
За последнее время резко возросла активность «Исламского государства». Свой кровавый след его боевики уже оставили и в Турции. Как Вы считаете, не приближаются ли они постепенно к нашему региону?Что сегодня заставляет молодежь из разных точек мира входить в ряды террористов?
Если речь о терактах с многочисленными жертвами, то, к счастью, пока их не было на Кавказе и севернее. Однако я совершенно не исключаю, что вскоре ситуация изменится в худшую сторону. Причем совершать их станут свои же соотечественники, ранее завербованные «рекрутами» ISIS, прошедшие спецподготовку на тренировочных базах и вернувшиеся для выполнения кровавых заданий эмиров ISIS.
Очевидный факт, что и в Азербайджане, и в Грузии, и в России спецслужбы значительно активизировали свою борьбу с подобными «рекрутерами». И даже есть определенные успехи. Однако их число увеличивается подобно головам мифической лернейской гидры.
Проблема еще и в том, что борьба с ISIS ведется в основе своей лишь репрессивными методами, когда остается только применять силу. И почти совсем не наблюдается превентивных мер, слабо ведется разъяснительная работа среди исламской молодежи. Контрпропаганда повсеместно пока уступает по своей эффективности деятельности PR-ведомства ISIS в части продвижения идеологии. Ведь ехать на территорию ISIS агитируют не только для участия в боевых действиях.
«Рекрутеры» и «хэд хантеры» из Ракки активно работают по привлечению высокопрофессиональных специалистов: ИТР для нефтегазовой отрасли, химики, инженеры, строители, врачи, IT-специалисты и даже финансисты.
Судя по всему, от некой коалиции банд-формирований ISIS действительно переходит к построению полноценного государства, о высокой вероятности признания которого, в первую очередь, ближневосточными монархиями не так давно я говорил Вашим коллегам в Баку.
Рост числа откликнувшихся на призывы ISIS обусловлен как умелой идеологической пропагандой, в основе которой выгодная для ISIS трактовка канонов ислама, так и ухудшающаяся экономическая ситуация — рост безработицы, снижение уровня жизни, особенно в сельской местности депрессивных регионов, подталкивает молодежь к согласию на предложения «рекрутеров». Это относится и к Азербайджану, и к Турции, и к Грузии, и к России.
Нестабильная общественно-политическая ситуация в Украине и Армении, отчасти уже и в Грузии, может перекинуться на другие страны региона?На ваш взгляд, протесты в Армении могут принять более угрожающий характер?
Если говорить про пресловутый «Электромайдан» в Ереване, то руководство Армении, на мой взгляд, решило использовать паническую боязнь Кремля всяческих протестных акций, «цветных революций» и «майданов» с целью шантажа и получения очередной порции финансов, значительная часть которых, увы, не доходит ни до простых граждан республики, ни до реального сектора экономики, оседая на банковских счетах ближайшего окружения Президента Армении Сержа САРГСЯНА, не исключаю, что и его самого.
Для достижения этой цели было использовано вполне объективное недовольство граждан республики ростом цен на электроэнергию, являющуюся одной из ключевых составляющих расходов и в быту, и в бизнесе.
Первоначально направленный против властей Армении немногочисленный протест был раскачан до массовых акций и переориентирован против действий российского бизнеса в этой стране и, собственно, отношения к республике со стороны России.
Как и в случае с протестными акциями после трагедии в Гюмри, их организаторам из окружения армянского президента САРГСЯНА удавалось сохранять контроль над ситуацией и направлять гнев митингующих в нужное для конкретной политической задачи русло.
Но после того, как в среде протестующих были выявлены профессиональные провокаторы из Украины, в «высоких» кабинетах на проспекте Баграмяна, вероятно, осознали, что играют с огнем и реальна утрата контроля над запущенной протестной волной, которая может в итоге снести и их самих с политического Олимпа.
Если говорить про Грузию, то после трудоустройства Михаила СААКАШВИЛИ в Украине, у оппозиционного «Единого национального движения» исчезла возможность пугать «Грузинскую мечту» его возвращением в Грузию на белом коне.
Понятно, что «националы» и сами не жаждали возвращения СААКАШВИЛИ в руководство Грузией, поскольку давно уже все потенциальные должности и вотчины поделили между собой и он в эти расклад ну никак не вписывался.
Однако в роли пугала, которым можно стращать Бидзину ИВАНИШВИЛИ, его команду и российский Кремль, и на имени которого можно консолидировать определенную часть протестного электората — они СААКАШВИЛИ вовсю пользовали.
Сейчас этой возможности нет. Придется срочно придумывать что-то новое. Повышение розничного тарифа на электроэнергию, которое предсказуемо вызовет рост цен в целом ряде других сегментов экономики, вполне может сгодиться для идеи протестных акций.
Однако для любой революции нужны лидеры, авторитетные политики, кумиры толпы. Пока в грузинском политическом истеблишменте, оппозиционном ИВАНИШВИЛИ и К просматривается лишь одна подобная персона. Это бывший Министр обороны Ираклий АЛАСАНИЯ, не только получивший прекрасное образование по линии ЦРУ, но и располагающий впечатляющим списком покровителей в руководстве США — как среди демократов, так и среди республиканцев.
Не исключено, что если революционная ситуация в Грузии вновь обострится, то появятся и новые лидеры протеста. Но сама по себе она не обострится — без импульса из Вашингтона в случае с Грузией не обойтись.
При самом оптимистичном для России прогнозе случится это может в начале-середине 2017 года — после того, как по результатам выборов Президента США в Белый дом, вероятнее всего, вернутся республиканцы.
Однако я не стал бы исключать разыгрывания «грузинской партии» еще при демократах — как очередной болезненный способ давления на Москву, которой ранее с трудом удалось сторговаться с Вашингтоном на выведение из грузинской игры СААКАШВИЛИ и замену его на пусть и не полностью, но все же в значительной степени пророссийского ИВАНИШВИЛИ и его «юношескую сборную».