До выборов в Парламент Грузии еще год, но уже сегодня обостряется борьба между основными политическими силами страны — правящей коалицией «Грузинская мечта» и главной оппозиционной силой в лице «Единого национального движения» (ЕНД). Стороны обмениваются обвинениями, устраивают провокации, копят друг на друга компромат, в результате чего соседнюю страну периодически сотрясают политические скандалы.
В результате может случиться так, что ни «мечтатели», ни «националы» не смогут получить большинства мест в парламенте. Существует вероятность того, что фаворитом у грузинских избирателей станет третья сила, не исключает российский политолог, руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS.com Виталий АРЬКОВ:
— Нужно понимать, что электоральный рейтинг «Грузинской мечты» сейчас значительно ниже, чем был, скажем, еще год назад, не говоря уж о рейтинге трехлетней давности, когда состоялись последние парламентские выборы, принесшие коалиции убедительную победу.
Да, Бидзине ИВАНИШВИЛИ, которого в Грузии по-прежнему называют «российским олигархом», и его команде политических скаутов в правительстве удалось заместить людей Михаила СААКАШВИЛИ на большинстве ключевых должностей, однако лучше от этого рядовому гражданину Грузии не стало.
Во-первых, экономика страны, несмотря на годы политического отчуждения, во многом по-прежнему завязана на Россию и соответственно находится сейчас в кризисе. Причем, в еще более глубоком, чем сама Россия, поскольку не имела и не имеет столь значительных финансовых резервов, отложенных в тучные годы от экспорта углеводородов.
Инвестиции из России, конечно, есть, но в силу объективных причин они сейчас не в тех объемах, какими могли бы быть, поскольку Грузия обладает серьезным потенциалом в ряде сфер, в т.ч. АПК, туризм, транспорт, энергетика и т.д.
При грамотном подходе это способно обеспечить республике экономическую независимость — пусть и не на уровне богатого углеводородами соседнего Азербайджана, но уже без необходимости побираться у ведущих мировых держав.
Во-вторых, одновременно в разы уменьшился объем финансов из США, прежде щедро поддерживавших режим СААКАШВИЛИ — вплоть до содержания полиции Грузии и некоторых других государственных структур. Таким образом, доходы государственного бюджета и уровень жизнь населения стали сжиматься, как шагреневая кожа.
В-третьих, при «Грузинской мечте» страна вновь вернулась к тотальной коррупции, которая буйствовала во времена правления Эдуарда ШЕВАРДНАДЗЕ, но которую удалось почти искоренить на низовом и среднем уровнях власти при СААКАШВИЛИ (на высшем уровне она процветала).
Не особо вдаваясь в происхождение финансов при режиме СААКАШВИЛИ, все большее число грузинских избирателей стало ностальгировать по тем «тучным» годам, что в свете намеченных на осень 2016 года парламентских выборов критически опасно для «Грузинской мечты», с учетом того, что Грузия — парламентская республика.
Ситуация усугубляется тем, что экономический кризис еще не достиг своего дна, а «Грузинская мечта» не в состоянии сколь-нибудь эффективно противостоять ему и принимать действенные меры для сохранения уровня жизни избирателей на нынешнем уровне, не говоря уже о его улучшении. Спасут ли ситуацию миллиарды ИВАНИШВИЛИ и готов ли он содержать за свой счет 70% сограждан — трудно сказать.
Поэтому в этой ситуации остается только пытаться дискредитировать своих основных политических оппонентов — «Единое национальное движение», пугая избирателей страшилками про возврат (в случае реванша ЕНД) к насилию в тюрьмах, политическим репрессиям (вплоть до физического устранения оппозиционеров) и рейдерским захватам в бизнес-среде. Ну, и попытаться через смену собственников лишить их возможности критиковать действующую власть с помощью популярного телеканала «Рустави 2».
В свою очередь лидеры и кураторы ЕНД совершенно правильно, на мой взгляд, поступили, дистанцировавшись от СААКАШВИЛИ: его трудоустройство в Украине пришлось как нельзя кстати. Поскольку львиная доля негатива к ЕНД была связана непосредственно со скрывающимся от правосудия бывшим Президентом Грузии. Теперь, когда он занят в Украине и формально не претендует на возвращение в руководство Грузии, образ ЕНД выглядит не столь устрашающе.
Все нарастающая борьба между «мечтателями» и «националами», подчас далеко выходящая за политические рамки,в итоге может привести к тому, что ни те, ни другие по итогам выборов не смогут получить большинства в парламенте, достаточного для избрания спикера и формирования правительства.
В этой связи не стал бы исключать значительного усиления третьей силы. Здесь просматриваются два варианта. Первый — бывший Министр обороны Грузии Ираклий АЛАСАНИЯ и его партия «Наша Грузия — свободные демократы». Второй — бывший спикер Парламента Грузии Нино БУРДЖАНАДЗЕ и ее «Объединенное демократическое движение».
Господин АЛАСАНИЯ тесно связан с США (как с демократами, так и с республиканцами), и если Вашингтон сделает ставку на него, то возможна коалиция свободных демократов с националами — по итогам выборов. Это тем более интересно Белому дому, что нынешний Президент Грузии Георгий МАРГВЕЛАШВИЛИ (которого называют родственников АЛАСАНИЯ) демонстрирует свою приверженность западному курсу. Хотя нельзя исключать, что все его заявления — не более чем часть большой политической игры ИВАНИШВИЛИ и Кремля.
Но при такой комбинации ЕНД и АЛАСАНИЯ поменяются местами — АЛАСАНИЯ станет претендовать на пост главы правительства, предлагая «националам» пост спикера и ключевые комитеты в парламенте, а также ряд министерских постов.
Госпожа БУРДЖАНАДЗЕ тесно связана с Россией. И если Москва усилит свое присутствие в экономике и влияние в гражданском обществе Грузии, то возвращение Нино Анзоровны в парламент вполне осуществимо.
Однако вряд ли стоит ожидать получения ее партией значительного числа депутатских кресел. Таким образом, она может пойти на коалицию с «Грузинской мечтой», но исключительно на вторых ролях — в обмен на пост вице-спикера для самой БУРДЖАНАДЗЕ и одного-двух определенно не ключевых комитетов и министерств.
По материалам газеты «Каспiй».