Смена власти в Армении и внутриармянские политические изменения отразились также на переговорном процессе по поиску оптимального для обеих сторон конфликта решения Карабахского вопроса.
Нельзя сказать, что процесс приостановился, поскольку проходят даже встречи на уровне глав МИД и благодаря посредничеству России состоялось знакомство в неформальной обстановке Президента Азербайджана Ильхама АЛИЕВА с новым премьер-министром Армении Николом ПАШИНЯНОМ.
Однако, как видится, в самой Армении сейчас нет единого мнению по данному вопросу. Во многом это обусловлено тем, что новое армянское руководство стремится переосмыслить и перезагрузить многое из работы своих предшественников — сделать подчас все совершенно по-иному.
Также нельзя сбрасывать со счетов факт того, что после продолжительного периода во главе Армении теперь не представители т.н. карабахского клана, а новые люди, у которых, среди прочих отличий, также иное отношение к Нагорному Карабаху.
В этой связи стоит вспомнить и заявление самого господина ПАШИНЯНА, сделанное им в начале осени с.г. Он не исключил возможности включения территорий самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики (НКР) в состав Армении.
Очевидно, что это заявление несло больше внутриармянскую нагрузку, поскольку известно желание ПАШИНЯНА зачистить политическое поле от т.н. карабахского клана, а НКР остается своего рода ее заповедником.
И если ПАШИНЯНУ не удастся иными способами усадить в руководство НКР своих людей, то не стоило бы исключать попыток нового официального Еревана изменить статус данной территории.
Понятно, что отдавать НКР Азербайджану ни один армянский политик не станет, поскольку это равносильно политическому самоубийству: народ Армении никогда не поймет и не примет подобного, а решившегося на подобное вполне может и линчевать.
Однако новый Ереван, если начнет реализацию вышеупомянутой комбинации, может выйти с предложением к посредникам из Минской группы ОБСЕ об изменении статуса территории. В обмен на возвращение под контроль Баку части оккупированных азербайджанских районов (признаваемых таковыми даже самим Ереваном) и получения гарантий безопасности от Москвы, Минска и Астаны — вплоть до размещения на новой линии соприкосновения со стороны Нагорного Карабаха миротворцев.
Вхождение Нагорного Карабаха в состав Армении при грамотной подаче информации (красиво объясняя передачу Баку части районов, которые в Армении тоже считают своей землей) в самой Армении будет воспринято большинством граждан крайне позитивно.
Положение ПАШИНЯНА значительно укрепится (в т.ч. по причине разгрома «логова» своих политических врагов из т.н. карабахского клана), а эйфория от этого позволит на определенный период парировать неудобные вопросы о нерешаемых экономических проблемах. Дескать, мы для вас Великую Армению вернули, а вы нас какой-то безработицей отвлекаете.
Есть сомнения, что это в какой-либо мере устроит Азербайджан — логично Баку продолжит безапелляционно требовать возвращения всего Нагорного Карабаха.
И отказываться признавать изменение статуса данной территории в переговорном процессе. Однако одновременно ничто не мешает ему предоставить Москве, Минску и Астане, а через них Еревану (разумеется, непубличные) реальные гарантии непересечения его военными новой линии соприкосновения на оговоренный период времени.
Это означает, что Баку не уступил Еревану, но сделал ответный разумный шаг на разумное действие со стороны своего соперника. В результате комбинации никто не проиграл, все только выиграли. За исключением разве что армянских политиков из т.н. карабахского клана.
На фото: селфи Никола ПАШИНЯНА с военнослужащими в Нагорном Карабахе
Источник фото: Facebook.