Глава грузинского кабинета министров Бидзина ИВАНИШВИЛИ сообщил таки, когда именно он покинет занимаемый пост — случиться это должно спустя всего несколько дней после инаугурации нового президента страны. Точная дата пока не ясна, поскольку никто не берется предсказать, пройдут президентские выборы в один тур или понадобится проведение второго. Как неясно и то, кто станет преемником ИВАНИШВИЛИ — это новая интрига чрезвычайно политизированного грузинского общества.
С первого же заявления Бидзины ИВАНИШВИЛИ о возможности своего скорого ухода из оперативного руководства Грузией и у экспертов, и у рядовых граждан возник логичный вопрос: а зачем, собственно, приходил?
Во внешней, и во внутренней политике Грузии за минувший год ничего кардинального не произошло — если не считать рядя резонансных коррупционных дел в отношении людей из окружения Михаила СААКАШВИЛИ. Иными словами, страна продолжает двигаться по тому же фарватеру, который был проложен при СААКАШВИЛИ.
Грузия все также стремится в НАТО, принимая активное участие в различных гражданских и военных программах Североатлантического альянса, демонстрируя при этом небывалое рвение.
Грузия вновь подтвердила свое намерение подписать соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с Европейским союзом на саммите стран программы Восточного партнерства, который пройдет в ноябре с. г. в Вильнюсе.
Грузия по-прежнему не признает суверенитет Абхазии и Южной Осетии, официально именуя их своими территориями, оккупированными Россией и «бомбит» мировое сообщество призывами о помощи в борьбе за них с Москвой.
Грузия продолжает поддерживать (пусть и не де-юре, но де-факто) исламских экстремистов, ведущих террористическую деятельность против России в республиках Северного Кавказа. И так далее, и тому подобное…
Так зачем же тогда приходил к власти Бидзина ИВАНИШВИЛИ? Получается, лишь с целью выдавить из нее Михаила СААКАШВИЛИ. Не только самого полусумасшедшего политика, но и его ближайшее окружение. На 90% ему это удалось.
И тут мы подходим к еще одному вопросу: насколько ИВАНИШВИЛИ был и остается проектом Кремля?
Смеем предположить, не более, чем на 50% — при самом оптимистичном раскладе. Этакая компромиссная фигура. Поскольку будь он полностью зависим от Москвы, в октябре прошлого года СААКАШВИЛИ и «Единое национальное движение» не отдали бы ему и «Грузинской мечте» безропотно власть после парламентских выборов.
Надо понимать — свой развод с Западом Мишико подписал еще в августе 2008 года, когда наплевав на все предостережения США, Евросоюза, НАТО и ООН, совершил вторжение в Южную Осетию и, как следствие, ввязался в войну с Россией. Позорно проиграв по всем фронтам.
Не признать победы «Грузинской мечты» в октябре 2012 года СААКАШВИЛИ не мог — в противном случае он подписал бы себе буквально смертный приговор. ИВАНИШВИЛИ при поддержке Москвы и Вашингтона дожал бы ситуацию в свою пользу — не исключено, что и силовым методом.
Только вот бежать СААКАШВИЛИ при таком раскладе было бы уже некуда — никто бы на Западе политического убежища ему не предоставил. Оставаться в стране — значит попасть под суд с предсказуемым обвинительным приговором или в неприятную ситуацию с трагическим исходом.
Вероятнее всего, судебные разбирательства ожидают СААКАШВИЛИ и после истечения его президентских полномочий. Только сейчас ему есть куда от них «смыться» — сработавшее год назад чувство самосохранения дает ему такую возможность.
Что до Бидзины ИВАНИШВИЛИ, то его отход от оперативного управления грузинским государством вполне закономерен. В традиционном понимании он ни политический деятель и ни чиновник. ИВАНИШВИЛИ — тот самый «чистильщик», которому была поставлена цель «зачистить» СААКАШВИЛИ, не устраивавшего Москву и переставшего устраивать (см. выше) Вашингтон.
После ухода Бидзины ИВАНИШВИЛИ ожесточенная битва за контроль над Тбилиси продолжится с новой силой, но уже в новом формате.
Центр грузинских исследований.