На минувшей неделе состоялась встреча Министра экономики Армении Ваграма АВАНЕСЯНА с послом Грузии в Армении Тенгизом ШАРМАНАШВИЛИ, основной темой которой стало армяно-грузинское сотрудничество в контексте вступления Армении в Таможенный союз (ТС) и активного сближения Грузии с Европейским союзом (ЕС).
Следует отметить, что многих экспертов и политиков интересует, как в дальнейшем сложатся торгово-экономические (а также политические) отношения двух соседних стран с учетом их участия в разных интеграционных проектах — Армении в евразийском, а Грузии в европейском.
При этом надо отметить, что сентябрьского заявления президента Сержа САРГСЯНА о присоединении Армении к ТС, обе республики шли уверенным курсом на парафирование Соглашения об ассоциации с ЕС, и европейцы даже оказывали финансовое содействие в модернизации по модернизации трех пограничных пунктов (Баграташен, Бавра, Гогаван) на армяно-грузинской границе.
В этой связи у некоторых есть опасения, что Запад может воспользоваться своим влиянием в Грузии, чтобы создать проблемы России и ее единственному союзнику в регионе — Армении, используя то обстоятельство, что основной поток грузоперевозок Армении проходит через грузинскую территорию. К этому добавляются и напряженные отношения между Грузией и Россией из-за Абхазии и Южной Осетии.
Не в пользу Армении и то обстоятельство, что грузинская экономика находится в сильной зависимости от Турции и Азербайджана, что естественно отражается и на политике Грузии. В результате Ереван оказывается изолированным от всех крупных региональных инфраструктурных проектов, что можно расценивать, как часть блокады осуществляемой в отношении него Баку и Анкарой.
Чтобы понять степень экономической зависимости Грузии от Турции и Азербайджана (ее крупнейшие торговые партнеры) достаточно взглянуть на цифры — внешнеторговый оборот республики за январь-ноябрь 2013 года составил 9,7 млрд долларов, из которых на долю Турции приходится 1,4 млрд долларов, Азербайджана — 1,2 млрд долларов.
За тот же период товарооборот Армении с Грузией составил порядка 138 млн долларов (увеличился на 31,9% по сравнению с тем же периодом 2012 года).
При всем этом армянские чиновники и эксперты уверены, что Грузия не будет создавать проблем Армении из-за ее вступления в ТС и проблем с Россией.
«Надо учитывать, что сегодня между Арменией и Грузией товарооборот очень незначительный, несмотря на то, что это две соседние страны и транспортные затраты очень маленькие. Грузия всегда была для Армении транзитной страной. По моему, глобально членство Армении в Таможенный союз никак не отразится на армяно-грузинских отношениях, потому что Грузия получает дополнительные средства за транзит армянских грузов и не будет стремиться ухудшить условия перевоза армянских товаров через свою территорию», — заявил PolitRUS.com один из ведущих армянских экономических журналистов Арменак ЧАТИНЯН.
Он также напомнил, что из-за отсутствия дипотношений между Арменией и Турцией, через Грузию осуществляет армяно-турецкий товарооборот, и зачастую грузы оформляются на какую-то грузинскую фирму, а уже оттуда направляются в одну из этих стран.
В этой связи надо заметить, что премьер-министр Армении Тигран САРКИСЯН сообщил в конце декабря, что разрабатываются транзитные схемы для обеспечения перевозок армянских товаров через Грузию, чтобы все грузы, запечатанные армянскими таможенниками, поступали к российским коллегам, минуя контроль на территории Грузии.
«Эта схема означает, что грузинская сторона будет рассматривать эти товары в качестве транзитных, и они будут пресекать границу с Грузией в транзитном режиме. Все это будет осуществляться в рамках международных договоров, и эти транзитные схемы мы намерены максимально упростить», — отметил Тигран САРКИСЯН, добавив, что у Армении пока не возникало никаких проблем с грузинской стороной в вопросе передвижения армянских товаров через ее территорию.
При этом армянская оппозиция настроена не так оптимистично. Так, генеральный секретарь оппозиционной партии «Наследие» Степан САФАРЯН считает, что после вступления Армении в ТС и евроинтеграции Грузии две республики окажутся на разных «баррикадах», а с учетом признаков возможного членства Грузии в НАТО, в регионе не исключено обострение ситуации.
Однако одним из самых больших ожиданий Армении от членства в ТС является надежда на решение транспортных проблем Армении, и в этом вопросе, как мы уже отмечали, важную роль играет Грузия. И если строительство железной дороги Армения-Иран зависит лишь от нахождения источников финансирования, то для возобновления железнодорожного движения через Абхазию помимо финансовых проблем есть и политические.
Причем если грузинские власти в лице бывшего премьер-министра Бидзины ИВАНИШВИЛИ заявили о возможности восстановления железнодорожного сообщения после урегулирования спорных вопросов с Россией, то абхазские власти, опасающиеся проникновения грузинского влияния через железную дорогу, занимают более жесткую позицию в этом вопросе.
И это несмотря на то, что вопрос имеет жизненно важное значение для Армении и России, а сама Абхазия существует фактически на средства российского госбюджета.
«Открытие абхазского участка железной дороги в краткосрочной перспективе нереально. И даже, наверное, в долгосрочной. Неоднозначна позиция Абхазии… Более того, сумма инвестиций в этот проект в настоящий момент запредельна даже для крупных геополитических игроков», — заявил старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ) Артур АТАЕВ в он-лайн интервью агентству «Новости-Армения».
А пока армянские власти реализуют план мероприятий предусмотренных «дорожной картой» присоединения Армении к ТС, они надеются, что Россия сможет найти решение этой проблемы. Ведь как отмечает ряд армянских экспертов, без возобновления железнодорожного сообщения через Абхазию, Армения не сможет стать полноценным членом ТС и Единого экономического пространства.
Айк ХАЛАТЯН, специально для PolitRUS.com.