После того, как «Свободные демократы» покинули правящую коалицию, большинство в парламенте Грузии оказалось под угрозой распада. На фоне, когда «Грузинская мечта» даже при прежнем единстве часто не могла собрать кворума для решения важных вопросов, сейчас под вопросом оказалось как утверждение проекта госбюджета на 2015 год, так и существование в парламенте большинства.
Эксперт, конституционалист Леван АЛАПИШВИЛИ не исключает, что в случае распада большинства нынешний парламент, возможно, уподобится законодательному органу 1993 года, когда существовало очень много групп интересов.
По его словам, согласно регламенту, если не существует большинства и меньшинства, это уже означает, что начиная с председателя, меняется все, в том числе делегации, квоты в комитетах и так далее.
Затем начнутся торги на тему: кто сколько мест будет иметь в комитете, кто будет его председателем, заместителем и так далее. Возможно, встанет и вопрос смены председателя парламента, и выдвинуть его сможет любая парламентская политическая группа.
В правовом плане это правильно. Когда тебя избрали 76 человек, больше половины парламента, но и эта половина тебе не верит, это уже тупик. Этим воспользуются не только «националы», но и оставшиеся вне фракций депутаты, и их политический вес прибавится.
Насколько технически возможно создание нового большинства в парламенте? Отвечая на этот вопрос, АЛАПИШВИЛИ пояснил, что в настоящее время вне фракций остаются 9 депутатов, из них двое — Георгий ГАЧЕЧИЛАДЗЕ и Коба ДАВИТАШВИЛИ, которые в разное время со скандалом покинули правящую команду. Остальные семеро — это те депутаты, связи и прошлое которых ведут к «Национальному движению».
Когда «Грузинская мечта» была сильна, эти депутаты поддерживали правительство, а сейчас, наверное, больше общего найдут с «националами», хотя маловероятно, что им удастся оформить объединение.
«Под вопросом еще и то, что вся парламентская работа может зайти в тупик. Парламент вообще не сможет принимать законы, элементарно, не сможет собирать кворум, то есть не будет полномочным. Достаточно, чтобы на заседании не присутствовала какая-либо одна фракция, и не только любой вопрос, в том числе бюджет, но и кворум в парламенте провалится.
А в отношении неутверждения бюджета Конституция очень строга и четка: она говорит парламенту и правительству, что если до конца года те не смогут достичь консенсуса и бюджет принят не будет, в дело включается президент и решает, распустить парламент и назначить новые парламентские выборы или отправить в отставку правительство и в результате консультации с самой весомой силой в парламенте назначить нового премьера.
С учетом того, что легитимации у избранного народом органа больше, как правило, самым разумным будет роспуск правительства, и практика подтверждает это. В случае роспуска парламента правительство в условиях очень низкой легитимации сохранит состав и останется один на один с избранным тем же народом президентом, который не доверяет и правительству.
Если в конце-концов достичь соглашения по бюджету не удастся, министерства получат 1/12 часть бюджета предыдущего года и ничего запланировать не смогут, да и вперед не пойдут. Это будет уже не только правительственный, но и государственный кризис, так как если такое положение затянется надолго, в стране элементарно не будут выдаваться зарплаты и пенсии.
Для того, чтобы все это устроить, нужно не то, чтобы кто-то проголосовал против бюджета, а просто не прийти на заседание и тем самым провалить бюджет», — заявил Леван АЛАПИШВИЛИ в беседе с PolitRUS.
По его же разъяснению, если Президент Грузии распустит парламент, он начнет отбор кандидатуры нового премьера и будет совещаться по этому вопросу с имеющим самые лучшие результаты на выборах парламентским субъектом.
Таким субъектом до сих пор была коалиция «Грузинская мечта». Но сейчас блока уже не существует, и президент может провести переговоры со всеми входящими в блок партиями, в том числе с командами бывшего Министра обороны Ираклия АЛАСАНИЯ и спикера парламента Давида УСУПАШВИЛИ, договориться со всеми силами по одной кандидатуре. Но это не означает, что президент априори назначит премьером кандидатуру парламента.
Следует отметить, что в результате завязавшейся в Грузии политической интриги сегодня, по Конституции, правительство с технической точки зрения оказалось в более проигрышном положении.
Хотя Ираклий ГАРИБАШВИЛИ все же в комфортном положении, так как деятельности правительства и его лидера прямой угрозы нет, исходя из того, что администрация, финансы и т.д. по-прежнему в руках «Грузинской мечты».
Поэтому ГАРИБАШВИЛИ мирно дождется 2016 года, а до этого позаботится о том, чтобы в таком разрозненном парламенте не состоялось новое объединение, которое изберет нового премьера.
Что касается противостояния между АЛАСАНИЯ и ГАРИБАШВИЛИ, оно продолжается. На этом фоне на события последних дней в Грузии откликнулись президент и председатель парламента. Параллельно на должности вернулись ушедшие в отставку заместители Министра иностранных дел.
В фазе словесного противостояния ГАРИБАШВИЛИ назвал АЛАСАНИЯ авантюристом, глупым, амбициозным, изменником и даже замеченным в лоббировании «националов».
«То, что сделал АЛАСАНИЯ, для меня лично — это измена победе 1 октября 2012 года и очередная попытка обмана грузинского народа. Мы не боимся и десяти, и ста подобных АЛАСАНИЯ авантюристов и с этим абсурдным противостоянием справимся легко.
Но то, что он сделал в стиле СААКАШВИЛИ порождает очень много вопросов. Единственным, кто лоббировал «националов», был именно АЛАСАНИЯ», — заявил премьер-министр Грузии.
По его заявлению, в ближайшие дни население должно ожидать еще больших интересных историй про АЛАСАНИЯ, что для него и его команды будет позорным. В отношении политических процессов в стране премьер обещает, что через несколько дней назначит главу МИД и ведомства по евроинтеграции и все будет лучше, чем было до сих пор.
В свою очередь сам Ираклий АЛАСАНИЯ считает подобные заявления Ираклия ГАРИБАШВИЛИ ударом по имиджу самого грузинского премьер-министра.
«Мне жаль, что премьер-министр вышел за всякие рамки приличия. По моему мнению, первые люди государства лица не теряют. В этом случае премьер-министр потерял лицо. Но мне все же дорог период, который я прошел вместе с моими коллегами и правительством, и, естественно, комментарии по этим заявлениям я делать не буду. Это неправильно и по отношению ко мне, и по отношению к стране и своим коллегам», — сообщил бывший глава оборонного ведомства и призвал премьера не повторять подобного.
После того, как члены команды АЛАСАНИЯ обвинили правительство в отклонении от курса на европейскую и евроатлантическую интеграцию, премьер выступил с ответным заявлением. Он заверил, что правительство Грузии неуклонно стоит на пути европейского и евроатлантического развития, что этот курс необратим и отклонение от него исключено.
«Никто не сможет приписать себе европейскую ориентацию нашей страны. Спекуляции выбором народа совершенно неприемлемы и неоправданны», — подчеркнул Ираклий ГАРИБАШВИЛИ.
При этом воспитанник и протеже Бидзины ИВАНИШВИЛИ считает, что заявления «Свободных демократов» создают угрозу грузинскому государству и его европейскому выбору.
Президент Грузии Георгий МАРГВЕЛАШВИЛИ, с симпатией относящийся к АЛАСАНИИ, также откликнулся на эти события и призвал правительство созвать чрезвычайное заседание, выразив готовность принять в нем участие и обсудить вопросы европейской и евроатлантической интеграции страны.
С аналогичной просьбой он обратился и к парламенту, получил в ответ согласие — в пятницу, 14 ноября, глава грузинского государства выступит с перед депутатами и населением (будет вестись прямая телетрансляция) с получасовым обращением.
Пользуясь случаем, депутаты от партии «Единое национальное движение» потребовали проведения дебатов с президентом. Однако, несмотря на согласие самого МАРГВЕЛАШВИЛИ, им было отказано в этом — по словам спикера парламента Давида УСУПАШВИЛИ, подобное не предусмотрено законодательством.
Хатуна СИМОНИШВИЛИ, специально для POLITRUS.com.